Психологический аспект механизмов нарушений чтения

Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме (зритель­ного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического восприятия, фонематического анализа и син­теза, недоразвития лексико-грамматичского строя речи).

Дислексия и нарушения пространственных представлений

У детей с нарушениями чтения наблюдаются трудности ори­ентировки в пространственных направлениях, затруднения в определении правого и левого, верха и низа. Отмечается неточ­ность в определении формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисо­вании, при составлении целого из частей при конструирова­нии, в неспособности воспроизведения заданной формы.

Выявляется задержка в дифференциации правой и левой частей тела, поздняя латерализация или ее нарушение (лев-шество, смешанная доминанта).

Соотношения между левшеством и дислексией не прямые, а сложные, опосредованные. Во многих случаях, особенно при переучивании левшей или смешанной доминанте, у детей на-

блюдаются специфические трудности формирования простран­ственных представлений, смешения правой и левой сторон. В норме различение правого и левого формируется к 6 годам. Достаточная сформированность пространственных представ­лений является необходимой предпосылкой различения и усвоения букв ребенком. У левшей без нарушений чтения, по-видимому, в процессе эволюции создаются механизмы, ком­пенсирующие латеральную дискоординацию, у левшей с дис­лексией эти системы компенсации организуются более мед­ленно, более поздно. Таким образом, не сам факт левшества, а весформированность пространственных представлений, кото­рая наблюдается у переученных левшей и при смешанной доминанте, вызывает нарушения чтения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: