п, г — т

10. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3 — В, Р — В.

11. Определить различие сходных фигур или букв, состоя­щих из одинаковых элементов; но различно расположенных в пространстве: Р — Ь, Г — Т, И — П, П — Н.

При устранении оптической дислексии и дисграфии па­раллельно с развитием пространственных представлений, зри­тельного анализа и синтеза проводится и работа над речевы­ми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий.

Большое место при устранении оптической дислексии и дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциа­цией оптических образов смешиваемых букв.

Для лучшего усвоения их соотносят с какими-либо сход­ными предметами изображениями: О с обручем, 3 со змеей, Ж с жуком, П с перекладиной, У с ушами и т. д. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструиро­вание, срисовывание.

Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, тексте.

Таким образом, устранение оптической дислексии и дисг­рафии осуществляется приемами, направленными на разви­тие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представ­лений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смеши­ваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

Выводы и проблемы

Нарушения письменной речи у детей являются распрос­траненным речевым расстройством, имеющим разнооб­разный и сложный патогенез. Логопедическая работа носит дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру де­фекта, психологические особенности ребенка. До настоящего времени в логопедии недостаточно разра­ботан психолингвистический аспект коррекции наруше­ний письменной речи, представляющий собой значимую проблему совершенствования логопедического воздей­ствия.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова психофизиологическая характеристика чте­ния и письма в норме?

2. Дайте краткий исторический обзор развития учения о нарушениях письменной речи.

3. Какие современные точки зрения существуют по воп­росам определения, терминологии, симптоматики механизмов и классификации дислексии?

4. Дайте определение, опишите симптоматику, механиз­мы, классификации дисграфии. Покажите различные формы дисграфии на конкретных примерах.

5. Осветите формирования дифференциации фонем при устранении дислексии и дисграфии.

6. Раскройте методику формирования языкового ана­лиза и синтеза при устранении дислексии и дисгра­фии.

7. Опишите систему логопедической работы при устра­нении разных форм дислексии и дисграфии.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. — 1950. — Вып. 70.

2. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения.— М., 1958.

3. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у детей — М., 1983.

4. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961.

5. Лур'ия А. Р. Очерки психофизиологии письма. — М., 1950.

6. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Леви­ной.— М., 1968.

7. Садовников» И. Н. Нарушение письменной речи у млад­ших школьников. — М., 1983.

8. Соботович Е. Ф., Го л ич ен к о Е. М. Фонетические ошиб­ки в письме умственно отсталых школьников младших клас­сов // Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. — M.t 1979.

9. Спирова Л. Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления // Недостатки речи у учащихся начальных классов массо­вой школы. — М., 1965.

10. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1969.

11. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Сели­верстова. — М., 1997. — Ч. П. — С. 283—511.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: