Вопрос 22. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ICERD) — конвенция ООН, принятая Генеральной Ассамблеей 21 декабря 1965 года и

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ICERD) — конвенция ООН, принятая Генеральной Ассамблеей 21 декабря 1965 года и вступившая в силу 4 января 1969 года. Участниками Конвенции по состоянию на апрель 2010 года являются 173 страны, еще 6 стран Конвенцию подписали, но не ратифицировали. За соблюдением Конвенции ведет надзор Комитет по ликвидации расовой дискриминации, состоящий из 18 экспертов. Он также может рассматривать индивидуальные жалобы на нарушение Конвенции в отношении тех 54 стран, которые сделали соответствующее заявление.

• Преамбула

• Часть I (ст. 1—7) — обязательства стран-участниц:

• Ст. 1 — определение расовой дискриминации.

• Ст. 2 — общие обязательства.

• Ст. 3 — особое осуждение расовой сегрегации и апартеида.

• Ст. 4 — запрет расистской пропаганды.

• Ст. 5 — неисчерпывающий перечень прав, которые должны осуществляться без расовой дискриминации.

• Ст. 6 — обязательства предоставлять защиту от расовой дискриминации.

• Ст. 7 — обязательства вести образовательную работу.

• Часть II (ст. 8—16) — правила работы Комитета по ликвидации расовой дискриминации.

• Часть III (ст. 17—25) — правила ратификации, денонсации, вступления в силу конвенции и разрешения споров.

Вопрос 23.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 года и вступила в силу 26 июня 1987 года. По состоянию на 24 ноября 2004 года Конвенцию против пыток ратифицировали (или присоединились к ней) 139 государств — членов ООН, в том числе и Республика Беларусь2.

Согласно статье 1 Конвенции, пытка — это любое действие, совершаемое государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия,

«которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера...».

Конвенция не только предусматривает, что государства-участники должны рассматривать пытки в соответствии со своим национальным законодательством как преступления, но недвусмысленно запрещает любые ссылки на «приказ вышестоящего начальника или государственной власти» или «на исключительные обстоятельства» для оправдания пыток. Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток.

Согласно Конвенции, ни одно государство-участник не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

Государства — участники Конвенции договорились оказывать друг другу наиболее полную помощь в связи с уголовно-процессуальными действиями в отношении актов пытки. Они обеспечивают, чтобы учебные материалы и информация относительно запрещения пыток в полной мере включались в программы подготовки персонала правоприменительных органов, гражданских или других лиц, которые могут иметь какое-либо отношение к содержанию под стражей и допросам лиц, подвергнутых любой форме ареста, задержания или тюремного заключения, или к обращению с ними.

Согласно Конвенции, каждое государство-участник обеспечивает в своей правовой системе, чтобы жертва пыток получала возмещение и имела право на справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для возможно более полной реабилитации.

Контроль за соблюдением Конвенции осуществляется Комитетом против пыток (см. ниже). Полный текст Конвенции приводится в Приложении 1.

24.

ВОПРОС 25.

Принцип состязательности и равноправия сторон провозглашен ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Состязательность судебного процесса означает такое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функции обвинения и функции защиты, причем функцию обвинения осуществляет одна сторона, а функцию защиты - другая. Эти стороны наделены равными процессуальными правами по предоставлению доказательств, заявлению ходатайств, обжалованию действий и решений суда. Функция разрешения дела является исключительной компетенцией суда. Сторону обвинения в уголовном процессе представляют прокурор, потерпевший, общественный обвинитель, гражданский истец. Сторону защиты - подсудимый, его защитник, гражданский ответчик, общественный защитник. По гражданским делам одну сторону представляют гражданский истец, его представитель, а другую - гражданский ответчик и его представитель. Суд обязан обеспечить каждой стороне реализацию ее законных прав, проследить, чтобы действия сторон осуществлялись в рамках закона.ния и защиты перед судом означает такое построение уголовного судопроизводства, когда при рассмотрении уголовных дел обеспечиваются равные возможности для сторон по отстаиванию своих прав и законных интересов. Процессуальное равноправие распространяется не только на анализ фактических обстоятельств дела, но и на обсуждение всех возникающих в судебном разбирательстве юридических вопросов.

Принцип состязательности и равноправия сторон имеет большое значение для правильного и объективного рассмотрения дела и вынесения справедливого и обоснованного приговора.

ВОПРОС 26.

Ст 23,24 конституции

В статье 24 Конституции России в развитие данного права закрепле­но, что сбор, хранение, использование и распространение информа­ции о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» обработка персональ­ных данных, в том числе и сведений о частной жизни лица, включая их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использова­ние, распространение, может осуществляться только с согласия субъек­та персональных данных (статья 6)

Под частной жизнью понимается физическая и духовная сфера, которая контролируется самим индивидом, свободна от внешне­го воздействия, то есть это семейная и бытовая сфера индивида, сфера его общения, отношение к религии, внеслужебные заня­тия, увлечения и иные сферы отношений, которым сам человек не желает придавать гласность, если этого не требует закон.

Нарушение неприкосновенности частной жизни влечет ответ­ственность, вплоть до уголовной, за незаконное собирание либо рас­пространение сведений о частной жизни лица, составляющих его лич­ную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (статья 137 Уго­ловного кодекса Российской Федерации).

Цель мин - а культуры и творчестаа:

Цель 4. Создание условий для обеспечения свободы слова, творчества и развития культурного и духовного потенциала нации

Свобода слова и творчества является важнейшим конституционным правом и базовым условием для развития культурного и духовного потенциала нации, который в свою очередь является важнейшим фактором развития инновационной составляющей экономического роста (творческий потенциал искусства является сильнейшим катализатором творческого потенциала в науке, технологиях и др.). Создание условий для свободы творчества означает реализацию комплекса экономических, правовых и организационных мероприятий, снимающих финансовые, социально - психологические и иные ограничения для дальнейшего поступательного развития отечественной культуры и науки, распространения лучших традиций и достижений в сфере российской культуры, искусства и массовых коммуникаций, обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод.

Задача 4.1. Контроль и противодействие ограничениям и нарушениям свободы слова и творчества.

Решение этой задачи предполагает строгий государственный контроль за соблюдением гарантированной Конституцией и законодательством Российской федерации свободы слова и недопустимость цензуры. Результатом должна стать гарантированная защита со стороны государства прав граждан и журналистов на поиск, получение, производство и распространение массовой информации, а также защита СМИ от проявлений цензуры со стороны должностных лиц, государственных органов, финансовых и общественных структур.

Задача 4.2 Защита авторских, смежных и имущественных прав в сфере культуры и массовых коммуникаций.

Решение этой задачи предполагает разработку и реализацию мер по обеспечению для населения гарантий равноправия в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства, создание эффективной системы охраны прав граждан на результаты их творческой деятельности, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности.

Ращвитие культурн народов рф, развитие профессионального искусства

Вопрос 28.

ВОПРОС 29.

ГЛАВА 2. Права и свободы человека и гражданина

Характер гарантий прав и свобод человека и гражданина имеют также недопустимость осуществления прав и свобод человека и гражданина в нарушение прав и свобод других лиц (статья 17 часть 3)

2. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина:

1) Государственная защита прав и свобод. В соответствии со статьёй 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина определяют содержание всех органов государственной власти и местного самоуправления. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления и принимает меры по восстановлению нарушенных прав, о судебной защите см. ниже

2) Право на самозащиту. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (статья 45 Конституции РФ). Право на самозащиту раскрывается, в частности, в гражданском законодательстве (статья 14 ГК РФ "Самозащита гражданских прав"), в уголовном законодательстве (статья 37 "Необходимая оборона", статья 39 "Крайняя необходимость" УК РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.

3) Судебная защита прав и свобод. В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Порядок обращения в суд, судебной защиты прав, судебного обжалования, судопроизводства устанавливается Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами.

4) Право на международную защиту. В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: