В литературе дается несколько трактовок понятия технология, которые рассматривают различные аспекты этого понятия. Приведем некоторые из них.
Технология:
· совокупность способов, методов получения обработки или переработки сырья, материала, полуфабрикатов, информации, осуществляемых в различных отраслях народного хозяйства;
· наука, развивающая эти приемы и способы, выявляющая наиболее эффективные и экономичные (с точки зрения времени, затрат, ресурсов);
· наука о законах производства материальных и информационных благ, включающая три составляющие: идеологию, отражающую принципы производства (информационная составляющая), орудия труда (инструментальная составляющая), кадры, владеющие знаниями в этой области (социальная составляющая).
· система, включающая организационную, функциональную, материальную, техническую и информационную составляющие.
Обобщая приведенные понятия технологии, можно заключить следующее. Под технологией в широком смысле понимают науку о производстве материальных благ, включающую три аспекта: информационный, инструментальный и социальный. Информационный аспект включает описание принципов и методов производства, инструментальный –орудия труда, с помощью которых реализуется производство, социальный – кадры и их организацию. В более узком промышленном смысле технология рассматривается как последовательность действий над предметом труда в целях получения конечного продукта. Например, технология получения стали из железной руды или технология производства сливочного масла из молока.
Информационные технологии (ИТ) – система методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных в целях сбора, передачи, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах пользователя этой системы.
Информационные технологии – это технологии, обеспечивающие доступ неквалифицированному пользователю, но специалисту в своей области, в вычислительную среду. Реализация этих технологий стала возможной при наличии персонального компьютера и средств связи. Информационные технологии должны допускать формулировку, постановку и решение задач в терминах предметной области пользователя.
Понятие информационная технология возникло в последние десятилетия XX в. в процессе становления информатики. Особенностью информационных технологий является то, что в ней и предметом, и продуктом труда является информация, а орудиями труда – средства вычислительной техники и связи. Информационная технология как наука о производстве информации возникла именно потому, что информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами.
Человечество в процессе своего развития прежде всего уделяло внимание созданию орудий труда, облегчающих и делающих более эффективным его труд. Существует мнение, что между появлением первых орудий труда и разработкой технологий обмена информацией человечество проделало путь в десятки тысяч лет.
Появление простейших информационных технологий можно отнести к началу письменности. Это и наскальные рисунки, и знаки и рисунки на коре, на папирусе и т. д. Мощным толчком к развитию информационных технологий явилось книгопечатание, позволившее тиражировать информацию и открывшее эру бумажной информационной технологии, занимающей и в настоящее время значительное место.
Потребность в передаче и обмене информацией человечество испытывало уже на ранних стадиях своего развития. Если сначала для ускорения передачи информации использовались костры, курьеры, потом почта, семафорный телеграф и пр., то с изобретением электрического телеграфа и телефона принципиально изменились возможности передачи информации. Изобретение радио и телевидения, ЭВМ, а затем персонального компьютера, цифровых систем связи и вычислительных сетей, быстрое распространение персонального компьютера и его развитие именно в качестве инструментального средства накопления, преобразования и передачи информации позволили новым автоматизированным информационным технологиям внедриться практически во все области человеческой деятельности. Интеграция достижений человечества в области средств связи, обработки, накопления и отображения информации способствовала формированию автоматизированных информационных технологий (АИТ) (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Формирование АИТ на основе технических достижений
Основу автоматизированных информационных технологий составляют следующие технические достижения:
• создание средств накопления больших объемов информации на машинных носителях (магнитные и оптические диски);
• создание различных средств связи (радио- и телевизионная связь, телекс, телефакс, цифровые системы связи, компьютерные сети, космическая связь), позволяющих воспринимать, использовать и передавать информацию практически в любой точке земного шара;
• создание компьютера, особенно персонального, позволяющего по определенным алгоритмам обрабатывать и отображать информацию, накапливать и генерировать знания.
Автоматизированные информационные технологии направлены на увеличение степени автоматизации всех информационных операций и, следовательно, на ускорение научно-технического прогресса общества.
3. Этапы эволюции информационных технологий
Появление в конце 50-х годов ЭВМ и стремительное совершенствование их эксплуатационных возможностей создало реальные предпосылки для автоматизации управленческого труда, создания и развертывания рынка информационных продуктов и услуг. Развитие ИТ шло параллельно с появлением новых видов технических средств обработки и передачи информации, совершенствованием организационных форм использования ЭВМ и ПЭВМ, насыщением инфраструктуры новыми средствами коммуникаций.
Эволюция ИТ представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Этапы развития ИТ, технических средств и решаемых задач
Этапы | ЭВМ | Решаемые задачи | Тип ИТ |
Конец 50-х - начало 60-х годов | I, II поколения | Использование ЭВМ для решения отдельных наиболее трудоемких задач по начислению заработной платы, материальному учету и др., решение отдельных оптимизированных задач | Частичная электронная обработка данных |
60-е годы - начало 70-х годов | II, III поколения | Электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в памяти ЭВМ нормативно-справочных данных, выдача машинограмм на бумажных носителях | Электронная система обработки данных |
70-е годы | III поколение | Комплексная обработка информации на всех этапах управления деятельностью предприятия (организации), переход к разработке подсистем АСУ (материально-технического снабжения, товародвижения, контроля запасов и транспортных перевозок, учета реализации готовой продукции, планирования и управления) | Централизованная автоматизированная обработка информации в условиях ВЦ, |
80-е годы | IV поколение | Развитие АСУТП (АСУ технологическими процессами), САПР (систем автоматизированного проектирования), АСУП (АСУ предприятий), ОАСУ (отраслевых АСУ), ОГАС (общегосударственных АСУ): плановых расчетов, статистики, материально-технического снабжения, науки и техники, финансовых расчетов и др. Тенденция к децентрализации обработки данных, решению задач в многопользовательском режиме, переход к безбумажной технологии использования вычислительной техники | Специализация технологических решений на базе мини ЭВМ, ПЭВМ и удаленного доступа к массивам данных с одновременной универсализацией способов обработки информации на базе мощных суперЭВМ |
Конец 80-х годов по настоящее время | V поколение | Комплексное решение экономических задач; объективно ориентированный подход в зависимости от системных характеристик предметной области; широкий спектр приложений; сетевая организация информационных структур; преобладание интерактивного взаимодействия пользователя в ходе эксплуатации вычислительной техники. Реализация интеллектуального человеко-машинного интерфейса, систем поддержки принятия решений | Новая информационная технология – сочетание средств вычислительной техники, средств связи и оргтехники |
Развитие рыночных отношений привело к появлению новых видов предпринимательской деятельности и прежде всего к образованию фирм, занятых информационным бизнесом, созданием информационных технологий, их совершенствованием, распространением компонентов ИТ, в частности программных продуктов, автоматизирующих информационные и вычислительные процессы. К их числу относят и вычислительную технику, средства коммуникации, офисное оборудование, а также специальные виды услуг: информационное, техническое и консультационное обслуживание, обучение и т.д. Это способствует быстрому распространению и эффективному использованию информационных технологий в управленческих и производственных процессах.