Основные понятия и определения. Содержание дисциплины "Инновационный менеджмент" включает в себя следующие основные разделы

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Содержание дисциплины "Инновационный менеджмент" включает в себя следующие основные разделы:

Раздел 1. Основные понятия, структура и содержание инновационного менеджмента организации.

Раздел 2. Организационные формы инновационной деятельности.

Раздел 3. Инновационные цели и инновационный потенциал организации.

Раздел 4. Организация НИОКР и проектирования

Раздел 5. Основы экономики инновационной деятельности.

Раздел1.Основные понятия, структура и содержание инновационного менеджмента организации.

Основные понятия и определения

Дадим определения основных понятий инновационного менеджмента.

Новшество оформленный результатфундаментальных исследований, разработок в какой-либо сфере деятельности по повышению её эффективности. Новшествами может быть новый порядок, метод, изобретение, новое явление.

Примеры новшеств:

- открытие явления электромагнитной индукции;

- открытие и изучение новых видов и источников энергии;

- возникновение и развитие рыночных отношений;

Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; документации на новый продукт, технологию, управленческий или производственный процесс.

Инновация (нововведение) – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, научно-технического или другого вида эффекта.

Примеры инновации:

- разработка новых электрических машин;

- создание и реконструкция энергетических систем;

- формирование и анализ функционирования коммерческих организаций.

Инновации можно также рассматривать как целенаправленно проводимые изменения во всех сферах деятельности организации для адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования организации.

Под инновационным менеджментом понимается процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (превращению в инновации).

1.2. Структура системы инновационного менеджмента

Рис.1. Структура системы инновационного менеджмента организации.

Рассмотрим содержание компонентов системы:

1. " Выход"системы - совокупность выпускаемых организацией товаров и предлагаемых услуг, новшеств и инноваций. Главное требование к "выходу" – обеспечение конкурентоспособности товаров на рынке и достижение за счёт этого прибыльности функционирования организации (фирмы). Для повышения качества "выхода" системы необходимо сначала повышать качество "входа" системы, обоснованность нормативов конкурентоспособности будущих товаров.

2. "Вход"системы – это всё то, что получает организация для производства товаров: сырьё, материалы, комплектующие изделия, энергия, информация, новое оборудование, кадры, документы. Обеспечение конкурентоспособность "выхода" осуществляется проведением маркетинговых исследований и отбора наиболее конкурентоспособных поставщиков. Если "вход" неконкурентоспособный, система не может обеспечить конкурентоспособного "входа".

3. Обратная связь. К компонентам обратной связи системы менеджмента относятся требования, рекламации клиентов, новая информация от потребителей товаров, возникшие в связи с неудовлетворительным качеством продукции, новыми достижениями научно-технического прогресса, инновациями и другими факторами. Потребители могут иметь обратную связь как с фирмой-поставщиком основного товара, так и с её поставщиками (с "выходом" фирмы).

4. Внешняя среда системы. К компонентам внешней среды организации относятся: макросреда, мезосреда (инфраструктура) и микросреда, оказывающие прямое или косвенное воздействие на эффективность и устойчивость работы фирмы.

Макросреда характеризуется международными, политическими, экономическими, социальными, правовыми, экологическими, научно-техническими и другими факторами. Примеры факторов макросреды: налоговая, таможенная, финансово-кредитная система страны, отношение правительства к бизнесу и т.п.

Мезосреда (инфраструктура) региона, где находится организация, включает в себя: науку и образование, здравоохранение, культуру, торговлю, транспорт и связь, промышленность, строительство и т.п.

К факторам микросреды организации относится: конкуренты по выпускаемым товарам, конкуренты поставщиков ("входа"), маркетинговые посредники по "входу" и "выходу", контактные аудитории (общество потребителей, пресса, профсоюзы и т.п.). Чем сильнее конкуренция по "входу" и "выходу" системы, тем выше конкурентоспособность выпускаемых организацией товаров. "Вход", "Выход", обратная связь и внешняя среда в совокупности представляют собой окружение организации (фирмы).

К внутренней среде организации относятся:

1. Подсистема научного сопровождения

2. Целевая подсистема

3. Обеспечивающая подсистема

4. Управляемая подсистема

5. Управляющая подсистема

1. Подсистема научного сопровождения состоит из следующих компонентов:

А) экономические законы и законы организации;

Б) научные подходы к инновационному менеджменту;

В) функции и методы менеджмента.

В общие функции инновационного менеджмента входят: стратегический маркетинг, планирование, организация инновационных процессов, учёт и контроль, мотивация, регулирование.

Подсистема научного сопровождения современной фирмы должна обеспечивать повышение конкурентоспособность принимаемых решений, качества процессов, документов, товаров, увеличение затрат на стратегический маркетинг, инновации, НИОКР.

2. Целевая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из двух компонентов:

А) формирование портфеля новшеств;

Б) формирование портфеля инноваций.

Портфель новшеств должен наполняться преимущественно своими наукоёмкими разработками, изобретениями, патентами, эффективными ноу-хоу и другими радикальными новшествами. Ноу-хау (англ.- "знаю как" – новые знания, навыки, опыт, которые могут быть переданы по договору).

Портфель инноваций представляет собой стратегический план внедрения новшеств покупных и собственной разработки.

3. После анализа окружения фирмы и формирования целевой подсистемы определяются параметры обеспечивающей подсистемы, включающие в себя количество, качество, сроки поставок, поставщики сырья, материалов, энергии, необходимых для решения задач целевой подсистемы.

4. Управляемая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из отдельных компонентов по созданию и внедрению новшеств (превращению новшеств в инновации):

А) стратегический маркетинг;

Б) НИОКР;

В) организационно-технологическая подготовка производства новшеств и создания инноваций;

Г) производство новшеств и создание инноваций;

Д) сервис инноваций

5. Управляющая подсистема является важнейшей, т.к. несёт ответственность за всё происходящее в системе менеджмента. Её компонентами являются управление персоналом, подготовка и принятие управленческих решений, координация выполнения инновационных проектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: