Радиосвязные системы авиационного базирования

Радиосвязные системы предназначены для:

- двустороннего обмена информацией между экипажем ЛА и наземными радиостанциями;

- двустороннего обмена информацией между экипажем ЛА и другими ЛА;

- для внутренней связи между членами экипажа;

- для связи между экипажами и пассажирами.

В обязательный минимум радиосвязного оборудования пассажирских самолетов входят:

· радиостанция СВЧ-связи;

· радиостанция ВЧ-связи;

· радиостанция для аварийной связи.

На многих современных ЛА устанавливается станция спутниковой связи.

Спутники связи логично дополняют орбитальные группировки глобальных навигационных систем, позволяя значительно улучшить характеристики последних за счет использования систем регионального увеличения RAS (Regional Augmentation System). По широкополосному каналу этой системы осуществляется ретрансляция сигналов наземных станций СНС. Однако основное назначение спутниковой связи заключается в организации служебной связи и связи пассажиров с абонентами, находящимися вне пределов прямой радиовидимости.

Системы спутниковой связи обеспечивают высококачественную цифровую связь с высокой степенью надежности в любой точке земного шара. Летные экипажи с помощью спутниковой связи получают доступ к информации служб обеспечения полетов, в том числе к информации о метеоусловиях. Экипажи получают доступ к оперативной инфомации аэропортов о положении на воздушных трассах. При этом сообщения об изменениях графика движения поступают в реальном масштабе времени. С борта на землю через спутник передаются данные для управления полетом, например, о количестве топлива на борту, расчетное время прибытия, показания аппаратуры. Используя эту информацию, персонал наземных служб может лучше спланировать подготовку необходимого оборудования для минимизации времени обслуживания самолета. Важное значение имеет передача экстренных сообщений об аварийных ситуациях, попытке угона самолета и т.п. Пассажирам спутниковая связь дает возможность в полете разговаривать по телефону и посылать факсимильные сообщения или цифровыве компьютерные данные в любую точку земного шара. Бортовые телекоммуникационные службы спутниковой связи позволяют осуществлять продажу билетов и резервирование мест прямо на борту самолета, а также организовать ряд дополнительных услуг.

Кроме перечисленных систем на борту ЛА может устанавливаться следующая радиосвязная аппаратура:

- радиолокационный ответчик УВД;

- система селективного вызова;

- система адресной связи;

- аппаратура внутренней связи экипажа;

- усилитель связи с пассажирами.

Радиолокационный ответчик УВД предназначен для работы с наземными аэродромными и трассовыми вторичными радиолокаторами служб управления воздушным движением. В зоне действия такого радиолокатора ответчик обеспечивает автоматическую выдачу координатной отметки местоположения ЛА и информацию об остатке топлива. Современные ответчики предусматривают также возможность приема информации от служб УВД для передачи ее пилотам. Частота работы в передающем режиме 1090±0,06 МГц, в приемном – 1030 МГц.

Ответчик содержит два приемопередатчика, каждый из которых работает на верхние, нижние и килевые антенны, а также пульт управления.

Система селективного вызова позволяет осуществлять вызов конкретного самолета или вертолета с наземной станции по радиоканалу. Наземную часть системы составляют кодер (блок, осуществляющий селективную кодировку) и ВЧ- или СВЧ-передатчик. На борту устанавливается приемник, декодер и панель установки кода ЛА.

Система адресной связи использует существующее радиосвязное оборудование для передачи с самолета на землю и обратно цифробуквенной информации в формате ACARS. Существующие системы адресной связи работают в ВЧ-диапазоне. Новое поколение этих систем будет использовать СВЧ-диапазон.

Аппаратура внутренней связи обеспечивает:

· двустороннюю телефонную связь между членами экипажа;

· двустороннюю телефонную связь экипажа с бортпроводниками;

· двустороннюю телефонную связь бортпроводников между собой;

· двустороннюю радиосвязь экипажа через любую из бортовых радиостанций;

· прослушивание экипажем сигналов опознавания радионавигационных систем и звуковых сигналов маркерных радиомаяков;

· прослушивание экипажем специальных звуковых и речевых сообщений, формируемых бортовыми системами (СППЗ, КИСС и т.п.);

· звуковую сигнализацию экипажу вызова бортпроводников.

В настоящее время в авиации внедряются глобальные телекоммуникационные сети, предназначенные для передачи цифровых данных с земли на ЛА и с ЛА на землю. Эти сети будут связывать в единое целое все составляющие гражданской авиации – находящиеся в воздухе и на земле летательные аппараты, авиакомпании, службы управления воздушным движением, службы погоды и т.д. Они будут обеспечивать связь, навигацию, управление воздушным движением, службы погоды и т.д. Они будут обеспечивать связь, навигацию, управление воздушным движением. Бортовая аппаратура пополнится 1-2 телекоммуникационными терминалами, сигнальным табло и маршрутизатором. Для передачи информации с борта и приема адресованной ЛА информации будут использоваться уже имеющиеся радиостанции.

Терминал устанавливается в кабине. Он представляет собой компактный индикатор с маленьким цифробуквенным экраном и несколькими кнопками вокруг него.

Маршрутизатор устанавливается в техотсеке. Он обеспечивает включение данного ЛА в глобальную сеть. Задачей маршрутизатора является выбор самого эффективного маршрута передачи данных и выбор между всеми возможными средствами связи (ВЧ-радиостанция, СВЧ-радиостанция, терминал спутниковой связи).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: