Физико-исторический текст № 1: передача электроэнергии на расстояние

1) 1838, 1880

2) 1874, 1

3) 1876, 22,12, 1892

«Именно русские ученые и изобретатели Б.С.Якоби, В.Н. Чиколев, Д.А.Лачинов и П.Н. Яблочков еще в 1838 году разработали основные теоретические вопросы, связанные с деятельностью электрического транспорта - как внутригородского, так и магистрального. А первым изобретателем-практиком является русский ученый Федор Аполлонович Пироцкий. В 1844 году русским Эмилием Христиановичем Ленцем и в 1845 году профессором физики Доменико Ботто из Турина независимо друг от друга был установлен факт: передаваемая мощность тока максимальна при равенстве сопротивлений генератора и нагрузки (теорема Ленца – Ботто)

Теорема Ленца – Ботто приобрела практическое значение, когда возникла потребность в передаче электроэнергии на расстояние, например к станкам на фабриках и заводах. Для увеличения коэффициента полезного действия линии электропередач необходимо повышать напряжение по закону U ~ √ R ~ √ L, где U – напряжение, R – сопротивление линии электропередач, L – длина ЛЭП. Именно этот вывод сделал русский физик и электортехник Дмитрий Александрович Лачинов (1842 – 1902) в статье «Электромеханическая работа», опубликованной в журнале «Электричество» за 1880 год. Предшественник Лачинова, петербургский инженер Федор Аполлонович Пироцкий (1845 – 1898) в 1874 году, используя локомобиль (передвижная паровая машина), вращавший динамо-машину, передавал электрический ток на расстояние до 1 км.В 1876 году, осуществил пуск первого в мире трамвайного вагона. Событие описано в одной из питерских газет:«22-го сего августа в 12 часов дня на песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, Пироцким в первый раз в России двинут вагон электрической силой тока, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона». В 1879 году этот опыт с успехом повторен на Берлинской промышленной выставке. ПервыйвРоссиитрамвай на электрической тяге появился еще в 1892 году. Первый московский трамвай был пущенв1899 году»

Проверим при помощи слайдов, что у вас получилось – демонстрация слайдов по гиперссылке 4.

СЛАЙД 23:

5. Поведение итогов:

УХ: таким образом, в конце урока хочется вернуться к словами К.А. Тимирязева «Возьмите теперь любую книгу иностранного научного журнала и вы почти, наверное, встретите русское имя».

??? Справедливы ли слова Тимирязева К.А.?

??? Что вы нового узнали на уроке?

??? Что вас особенно поразило?

??? Какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок?

Ответы учащихся: именно русские ученые совершили основные открытия, им принадлежат необходимые и нужные изобретения, которыми пользуемся по сей день; возникает чувство гордости за Россию; особенно поразило, что все ученые трудились только во имя России и на её благо; узнали об ученых сконструировавших первый трамвай, самолет, а также историю о создании ламп от дуговых до накаливания и т.д.

Русские ученые подарили челове­честву неэвклидову геометрию (Н.И. Лобачевский), принцип наименьшего действия (М. В. Ост­роградский), синтез анилина (Н. Н. Зинин), электролиз и воль­тову дугу (В. В. Петров), галь­ванопластику (Б. С. Якоби); тот же Якоби спустил на Неву первый в мире электроход, а П. Л. Шил­линг проложил телеграфную ли­нию между Кронштадтом и Петер­бургом по дну Финского зали­ва.

УХ: Т.О. Свидетельством мирового признания русской науки XIX в. были доклады и целые курсы лекций ученых России в зарубежных научных центрах: Бутлеров выступил на 36-м съезде немецких врачей и естествоиспытателей с докладом "О химическом строении вещества", П.Н. Лебедев – в Берлине и Страсбурге и др.

УФ: История мировой культуры помнит научное общение и сотрудничество электротехников-изобретателей Лодыгина и Эдисона и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: