Нормы конституционного права – это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.
Для норм конституционного права характерны все признаки норм иных отраслей права: нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспечение мерами государственного принуждения. Вместе с тем, нормам конституционного права присущи некоторые особенности. К их числу относятся:
1) регулируют наиболее важные отношения в сфере государственной, общественной и личной жизни;
2) формулируются в самом общем виде и требуют конкретизации в других отраслях права;
3) регулируют поведение специфических субъектов (субъектами конституционного права являются народ, органы государственной власти и местного самоуправления, политические партии и иные общественные объединения, избирательные комиссии, граждане и приравненные к ним иностранцы и лица без гражданства);
4) имеют особый механизм реализации – через нормы других отраслей права.
|
|
Нормы конституционного права достаточно разнообразны. Их можно классифицировать по различным критериям.
По содержанию (т.е. по кругу регулируемых общественных отношений) нормы конституционного права можно разделить на следующие группы: закрепляющие основы конституционного строя, определяющие систему государственных органов, устанавливающие правовой статус личности, закрепляющие административно-территориальное устройство страны и т.д. В данном случае классификация норм производится по конституционно-правовым институтам.
По юридической силе (т.е. форме закрепления) нормы конституционного права подразделяются на иерархические уровни, в частности, содержащиеся в Конституции, конституционных законах, обычных законах, президентских актах, решениях высших судебных органов, актах органов местного управления и самоуправления. При этом ни один нормативный акт не должен противоречить Конституции как Основному закону. Специальную функцию контроля над конституционностью нормативных актов в стране осуществляет Конституционный суд.
По характеру содержащихся предписаний нормы конституционного права классифицируются на: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки полномочий (прав) соответствующих субъектов. Таковыми являются нормы, закрепляющие полномочия государственных органов, а также права и свободы граждан.
Обязывающие нормы устанавливают обязанности конкретных субъектов. К этой группе норм относятся нормы Конституции, закрепляющие основные обязанности граждан (ст.ст.52-58), а также все нормы, в которых исключаются иные варианты действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ст.100 Конституции устанавливает, что любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем - в Совете Республики.
|
|
Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы, как «запрещается», «не допускается», «не вправе» и т.п. Например, в ст.5 Конституции запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
По степени определенности предписаний различают императивные и диспозитивные нормы конституционного права.
Императивные нормы – это такие, в которых четко определяется вариант действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Например, этими нормами регламентируется процедура смещения с должности Президента в случае совершения государственной измены или иного тяжкого преступления (ст.88 Конституции).
Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия с учетом указанных в норме обстоятельств. Например, такими нормами определяются варианты поведения Президента в случае, если он не согласен с текстом проекта Закона, представленного ему на подпись (ч.7 ст.100 Конституции).
В юридической литературе выделяются и иные группы норм конституционного права. Например, в учебнике «Конституционное право России» под редакцией Е.И.Козлова и О.Е.Кутафина (М.: «Юрист», 2003) по назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы. Первые предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, вторые определяют формы, в которых материальные нормы должны быть реализованы. В частности, процессуальными считаются нормы, устанавливающие порядок работы государственных органов, определяющие процедуру принятия законов и иных актов и т.д.
Правовыми институтами конституционного права признаются относительно обособленные группы норм конституционного права, которые регулируют определенную сферу общественных отношений.
Рамки понятия «правовой институт» являются подвижными как в теории, так и на практике. Правовой институт может обозначать и достаточно узкую группу норм конституционного права (например, институт гражданства), так и относительно широкую группу (например, избирательное право).
Наряду с понятием «правовой институт» в науке конституционного права используется и более широкое понятие - «подотрасль конституционного права». Под ней понимается достаточно объемная и обособленная часть норм конституционного права (или конституционно-правовых институтов), которая регулирует широкую сферу конституционно-правовых отношений. Так, в качестве подотраслей конституционного права называют: основы конституционного строя, правовой статус государственных органов, правовой статус личности, избирательное право, муниципальное право. В свою очередь в рамках подотраслей конституционного права выделяют конкретные правовые институты. Например, подотрасль «правовой статус государственных органов» включает в себя институты президентства, парламентаризма, правительства, судебной власти.
В институтах конституционного права объединяются как нормы Конституции, так и нормы текущего законодательства. В качестве примера можно сослаться на тот же институт гражданства. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции (ст.10), в специальном Законе о гражданстве, а также в правовых актах Президента и Правительства Республики Беларусь.
|
|
Правовой основой для деления норм конституционного права на институты, а также на подотрасли служит структура действующей Конституции. Так, соответствующие разделы и главы Конституции Республики Беларусь являются своего рода указателями действующих институтов конституционного права.