Конституционный суд Республики Беларусь был образован в конце апреля 1994 г. и действует на основании Конституции (ст.116) и Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г.
Согласно ст.116 Конституции Республики Беларусь, Конституционный суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Его назначение – обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на территории Республики, утверждение конституционной законности в правоприменительной и правоприменительной практике.
Конституционный суд Республики Беларусь состоит из 12 судей – специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.
Конституционный суд формируется на паритетных началах Президентом и Советом Республики (верхней палатой парламента), а именно: шесть судей назначаются Президентом и шесть – избираются Советом Республики. Председатель Конституционного суда назначается Президентом с согласия Совета Республики.
Срок полномочий членов суда – 11 лет. Предельный возраст – 70 лет. Минимальный возраст для занятия указанной должности в законодательстве Беларуси не установлен (в Российской Федерации, Украине, Германии – 40 лет, в Венгрии – 45 лет).
|
|
Компетенция Конституционного суда определена в ст.116 Конституции и ст.5 Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь». В частности, Конституционный суд рассматривает дела и дает заключения:
1) о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
2) о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
3) о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам. Декретам и указам;
4) о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.
Конституционный суд рассматривает дела по предложениям уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц: Президента Республики Беларусь; палаты представителей, Совета Республики, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда и Совета Министров.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный суд по предложению Президента дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Основного закона страны.
|
|
Заключение Конституционного суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава суда. При разделении голосов поровну решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решения Конституционного суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат (ст.38 Закона).
Несмотря на то, что Конституционный суд выносит меньше решений, чем иные (общие и хозяйственные) суды, но принимаемые им заключения затрагивают интересы тысяч людей, часто имеют судьбоносное значение для страны и ее правовой системы. Поэтому решения Конституционного суда должны быть юридически аргументированными, объективными и политически нейтральными.
Представление о количестве решений, вынесенных Конституционным судом Республики Беларусь в последние годы, дает следующая таблица (см. таблицу №1).
Таблица № 1
Год | ||||||||||
Число решений |
Кроме вынесения решений о конституционности правовых актов, Конституционный суд Республики Беларусь использует и другие средства обеспечения конституционной законности. Так, он вправе вносить предложения об изменении и дополнении законодательных актов в адрес Президента, Парламента, Правительства, высших судов, министерств и ведомств. Важное значение имеют ежегодные послания Конституционного суда Президенту и Парламенту о состоянии конституционной законности в стране.
В отличие от аналогичных судов России, Германии, Австрии, Польши и некоторых других стран Конституционный суд Республики Беларусь не вправе принимать к своему производству жалобы граждан на нормативные акты, нарушающие конституционные права и свободы, а также не вправе давать официальное толковании Конституции.