Основные вопросы темы. 1. Понятия органа и системы органов государственной власти

1. Понятия органа и системы органов государственной власти.

2. Конституционные принципы организации и деятельности системы
органов государственной власти в России.

3. Единая система и виды государственных органов.

4. Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

1. Орган государственной власти – организационно и структурно обособленная часть государственного механизма (аппарата), образуемая
в установленном законом порядке и наделенная законом государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления задач
и функций государственной власти.

Государственно-властные полномочия – это полномочия, связанные
с принятием решений, обязательных для исполнения всеми субъектами,
на которых распространяется компетенция данного органа, организацией исполнения принятых решений, охраной принятых решений от нарушения.

Органы государственной власти Российской Федерации указаны в Конституции РФ. Так, государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, суды Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 11 Конституции государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной
власти. Все соответствующие органы власти указаны в конституциях
(уставах) субъектов Федерации.

В то же время наличие ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной – и относящихся к ним органов власти не исключает наличия иных самостоятельных государственных органов (Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Прокуратура РФ и др.). Это определяется
необходимостью реализации дополнительных функций, обеспечивающих деятельность государственной власти как целостной системы. Федеральные государственные органы, как правило, также прямо поименованы
в Конституции РФ со ссылкой на необходимость принятия соответствующих законодательных актов, регламентирующих их статус, порядок
формирования и деятельности. Исключение составляют органы исполнительной власти, состав которых утверждается Президентом РФ по представлению Председателя федерального Правительства.

Вся совокупность взаимодополняющих и взаимодействующих государственных органов Российской Федерации и субъектов Федерации образует единую систему (органов) государственной власти, основы которой регулируются нормами одного из основных конституционно-правовых
институтов.

2. Система органов государственной власти является механизмом
реализации власти народа – носителя суверенитета и единственного
источника власти в Российской Федерации. В той же степени система
органов государственной власти должна обеспечивать реализацию всех основ конституционного строя России – демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Обеспечение основ конституционного строя является целью функционирования, а сами основы – принципами организации системы органов государственной
власти
. Такими принципами являются:

· принцип реализации полновластия народа в республиканском
государстве: органы государственной власти формируются либо непосредственно народом, либо представительными органами –
по мандату народа. Так, Президент Российской Федерации и Государственная Дума избираются посредством прямых всеобщих
выборов на определенный, установленный Конституцией срок,
а все остальные федеральные органы власти формируются Президентом и парламентом в соответствии с их конституционными полномочиями. Этот же принцип распространяется и на субъекты Федерации;

· принцип разделения власти и самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Этот принцип
является общим как для организации власти на федеральном
уровне, так и на уровне субъектов Федерации;

· принцип организации системы государственной власти в федеративном государстве – децентрализация, территориальная организация и самостоятельное формирование Федерацией и ее субъектами своих властных структур;

· принципы организации власти в правовом государстве – законность деятельности органов государственной власти, осуществление
властных полномочий в интересах соблюдения и защиты прав
и свобод человека и гражданина.

3. Единство системы органов государственной власти является,
наряду с рассмотренными принципами, одной из основ конституционного строя России: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на... единстве системы государственной власти...» (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ).

Принцип разделения государственной власти на самостоятельные
ветви – законодательную, исполнительную и судебную – должен быть
дополнен принципом их взаимного уравновешивания и взаимодействия. Это необходимо для исключения узурпации власти каким-либо государственным органом либо должностным лицом, для эффективной реализации всей совокупности государственно-властных полномочий, для организации единой системы государственной власти.

Единство этой системы должно выражаться:

· в совокупной компетенции имеющихся государственных органов, охватывающей все вопросы и полномочия, необходимые для осуществления государственной власти;

· исключении предписания различными органами государственной власти одним и тем же субъектам в одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающих правил поведения.

Конституция РФ предусматривает определенные правовые основы
такого единства:

· система органов государственной власти субъектов Российской
Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии
с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77);

· Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80);

· Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 85);

· Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 125);

· в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти
в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77);

· Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему
(ч. 1 ст. 129);

· Конституция РФ (ст. 46–54 гл. 2, а также гл. 3) устанавливает единые принципы правосудия и основы единой судебной системы Российской Федерации; ст. 71 (п. «о») предусматривает также, что судоустройство, уголовно-процессуальное, гражданско-процессу-
альное, арбитражно-процессуальное законодательства относятся
к исключительному ведению РФ;

· как системообразующий фактор, создающий необходимые условия для согласованного взаимодействия ветвей власти, следует рассматривать и законодательную процедуру, установленную ст. 104 – 109 Конституции РФ.

4. Конституционные принципы организации системы государственной власти должны развиваться и конкретизироваться текущими законодательными актами. В частности, конкретизации федеральным законом
подлежит порядок разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Такой закон принят 24 июня 1999 г. Федеральным законом РФ от 20 мая 2002 г. № 52-ФЗ внесены изменения
в ст. 13 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации».

В соответствии с этим законом при заключении договоров между
федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения
и полномочий, а также при заключении соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче друг другу права осуществления части своих полномочий должны соблюдаться следующие принципы:

· конституционности: никакие нормативные правовые акты, принимаемые на уровне Федерации или ее субъектов, не могут перераспределять и (или) исключать установленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов, изменять конституционно-правовой статус субъектов Федерации, ущемлять конституционные права и свободы человека и гражданина, нарушать государственную целостность Российской Федерации и единство системы государственной власти;

· верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов: договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации должны соответствовать положениям федерального законодательства, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения; в случае такого несоответствия действуют федеральные нормы;

· равноправия субъектов Российской Федерации: все субъекты Российской Федерации равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, в том числе при
подготовке и заключении договоров и соглашений;

· недопустимости ущемления прав и интересов субъектов Российской Федерации: при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов Российской Федерации недопустимо нарушение прав и интересов других субъектов;

· добровольности заключения договоров и соглашений: договоры
и соглашения заключаются на добровольной основе;

· по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, издаются федеральные
законы, устанавливающие основы (общие принципы) правового регулирования; в случае принятия федеральных законов исчерпывающего характера (кодексов и других законов прямого действия) должны быть предусмотрены процедуры полноценного участия
в их разработке законодательных органов субъектов Федерации; до принятия соответствующих федеральных законов субъекты
Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование.

Таким образом, приведенные положения Конституции РФ и текущего федерального законодательства создают определенные правовые предпосылки для единства и целостности системы государственной власти в России; остальные вопросы курса, посвященные конституционно-правовому институту «Основы системы органов государственной власти», следует рассматривать прежде всего под углом зрения достаточности этих предпосылок для эффективного и согласованного функционирования государственной власти.

Подробнее см.: 1, 2, 4, 5.

Тема 9
Президент Российской Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: