Основные вопросы темы. 1. Общие начала организации системы государственной власти в субъектах Федерации

1. Общие начала организации системы государственной власти в субъектах Федерации.

2. Принципы и основы организации и деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Федерации.

3. Принципы и основы организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации.

4. Особенности организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

1. Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими
самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России
и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой закон принят и вступил в силу в 1999 г. Он содержит общие принципы организации системы государственной власти субъектов Федерации, основы деятельности и взаимоотношений входящих в нее законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. После избрания нового Президента Российской Федерации в 2000 г в этот закон были внесены существенные изменения и дополнения, предусматривающие механизмы федерального вмешательства в деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации (см. также темы 5, 9).

Данным федеральным законом в основу организации системы органов государственной власти субъектов Федерации положен ряд принципиальных положений, обеспечивающих реализацию конституционных норм
о демократическом, правовом, федеративном государстве, о единстве системы государственной власти в стране.

Систему органов государственной власти субъекта Федерации
составляют законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, иные
органы государственной власти субъекта Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Федерации.

В соответствии с конституционным принципом разделения властей законодательный (представительный) орган государственной власти и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно.

Законодательный (представительный) орган и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействуют в установленных законодательством формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и в интересах его населения.

Полномочия органов государственной власти субъекта Федерации устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации и могут быть изменены только путем принятия новых или изменения действующих актов из этого перечня в установленном порядке.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации,
в утверждении на должность отдельных должностных лиц этого органа. Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации.

Законодательный (представительный) орган вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации в случае издания им актов, противоречащих законодательству (если такие противоречия установлены соответствующим судом и не устранены после этого в месячный срок), а также иного грубого нарушения законодательства, если это
повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан. Соответствующее решение принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов и влечет за собой немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Федерации. Внеочередные выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации должны быть проведены в шестимесячный срок.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации вправе принять
решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа в случае принятия им закона, противоречащего нормативным правовым актам, имеющим более высокую юридическую силу, если такие противоречия установлены соответствующим судом и не устранены после этого в течение шести месяцев. Внеочередные выборы
в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации должны быть проведены в шестимесячный срок.

Споры между законодательным (представительным) органом государственной власти и высшим исполнительным органом государственной
власти субъекта Федерации по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией РФ, конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации, либо в судебном порядке.

Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Федерации, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории субъекта Федерации. Их нарушение и невыполнение влечет административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с федеральными законами; в случае, если ответственность за соответствующие действия не установлена федеральным законом, она может устанавливаться законом субъекта Российской Федерации.

2. Организация и деятельность законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации основывается на следующих положениях.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура (однопалатная, двухпалатная) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных
традиций.

Число и срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Срок полномочий депутатского корпуса одного созыва не может превышать пяти лет. Число депутатов, работающих на профессиональной, постоянной основе, устанавливается законодательным (представительным)
органом самостоятельно. Законодательный (представительный) орган
является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей
от установленного числа депутатов.

Основными полномочиями законодательного (представительного)
органа являются: принятие конституции (устава) субъекта Российской
Федерации и поправок к ней (нему), если иной порядок не установлен
самой конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации; осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Российской Федерации и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в пределах полномочий субъекта Российской Федерации; осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ,
исполнением бюджета субъекта Российской Федерации; соблюдение установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации; иные полномочия, установленные законами и законами субъекта Российской Федерации.

Путем принятия законов субъектом Российской Федерации осуществляются: определение административно-территориального устройства субъ-
екта Российской Федерации; утверждение бюджета субъекта Российской Федерации и отчета о его исполнении, а также программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации; установление налогов и сборов, отнесенных федеральным законодательством к ведению субъекта Российской Федерации, порядка управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации; утверждение заключения
и расторжения договоров субъекта Российской Федерации; установление порядка назначения и проведения референдума, порядка проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, выборов в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления и порядка их деятельности.

Законы, принятые законодательным (представительным) органом,
направляются для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо обязано либо обнародовать, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, но не должен превышать четырнадцати дней. В случае отклонения указанный закон
может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов, после чего он
не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и подлежит обнародованию в установленный срок, после чего вступает в силу.

3. Организация и деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации основываются на следующих положениях.

Конституцией (уставом) субъекта Федерации устанавливается должность высшего должностного лица этого субъекта, которое может одновременно возглавлять высший орган исполнительной власти. Высшее должностное лицо избирается на срок не выше пяти лет и не может избираться на эту должность более двух сроков подряд. Выборы проводятся
на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации о выборах.

В субъекте Российской Федерации формируется система органов
исполнительной власти. Высший орган исполнительной власти является постоянно действующим и обеспечивает исполнение Конституции РФ,
федеральных законов и иных нормативных правовых актов, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации на соответствующей территории.

Наименования высшего должностного лица и высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации, структура и порядок формирования последнего устанавливаются конституцией (уставом), а также законами субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта.

Высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации:

· разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики
в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;

· осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина,
охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего органа исполнительной власти) в законодательный (представительный) орган проект бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

· обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты
о выполнении программ социально-экономического развития
субъекта Российской Федерации;

· управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации;

· вправе предложить органу, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты, а также обратиться с соответствующим запросом в суд;

· заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

· осуществляет иные полномочия, установленные федеральными
законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ,
а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

4. До принятия федерального закона, закрепившего в соответствии
с Конституцией РФ вышеперечисленные основы организации региональной системы государственной власти, в субъектах Российской Федерации (особенно в республиках в составе Российской Федерации) успела
сложиться весьма разнообразная структура законодательных и исполнительных органов и взаимоотношений между ними.

Так, например, в большинстве республик учреждены посты президента, который может быть главой государства или высшим должностным лицом и одновременно главой исполнительной власти. В некоторых республиках высшим должностным лицом и главой исполнительной власти является Председатель Правительства. В Дагестане функции главы государства
выполняет коллегиальный орган – Государственный Совет, он же возглавляет деятельность исполнительной власти.

Законодательным (представительным) органом в республиках является парламент. В большинстве случаев он имеет однопалатную структуру, в то же время в ряде республик созданы двухпалатные парламенты. Встречаются случаи (республика Тува), когда наряду с законодательным органом существует и другой представительный орган – съезд народов республики.

Для формирования единой системы государственной власти России
в соответствии с основами конституционного строя, другими принципиальными положениями Конституции РФ и федерального законодательства необходимо упорядочение полномочий высших должностных лиц и органов государственной власти субъектов Федерации, а также взаимоотношений между ними. В целях приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с базовым в этой сфере Федеральным
законом «Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также для обеспечения преемствен-
ности власти был установлен переходный период – два календарных
года со дня вступления данного закона в силу.

Подробнее см.: 2, 4–6.

Тема 14
Конституционные основы судебной системы Российской Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: