Методологические основы психологии

Каждая наука для того, чтобы развиваться, должна опираться на исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений вы­ступают методология и теория. Б. Ф. Ломов в книге «Методоло­гические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей разработке методо­логических проблем психологической науки и ее общей теории».

Методология (от греч. methodos — путь исследования или

познания, logos — наука, учение) —учение об идейных пози­циях науки, логике ее построения, научных подходах иссле­дования.

Наука представляет собой систему, состоящую из знаний, фактов, законов и методов их исследования. Методология носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. В психологии такой сферой является психика, исследование ко­торой предполагает разработку соответствующих методов.

Выделяют три уровня методологии психологии: общую, спе­циальную и частную (схема 3).

В качестве общей методологии психологической науки высту­пает диалектико-материалистический подход к пониманию ок­ружающего мира, роли и места психики в нем.

Отечественная психологическая наука исходит из того, что:

1. Окружающий нас реальный мир материален.

2. Материя первична, сознание вторично.

3. Материя находится в непрерывном движении, развитии.

4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции.

5.

    Частная методология психологии (конкретизация общих методологических подходов в связи со спецификой предмета отраслевой психологии)    
    Специальная методология психологии (принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, личностного подхода)  
  Общая методология психологии (диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики в нем)
  Схема 3. Уровни методологии психологии

Специальную методологию психологии составляют принципы:

• принцип детерминизма, то есть причинной обусловленности психических явлений, это значит, что психика опосредует­ся естественными и социальными условиями и изменяется под их воздействием;

• принцип единства сознания и деятельности означает, что соз­нание возникает, развивается и проявляется в деятельно­сти, которая является формой активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности;

• принцип развития позволяет рассматривать психику как продукт развития и в процессе развития;

• принцип личностного подхода ориентирует исследователей на изучение индивидуально- и социально-психологических особенностей человека.

Частной методологией психологической науки являются бо­лее конкретные психологические подходы, исходящие из общей методологии, отражающие специфику отраслей психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: