Каждая наука для того, чтобы развиваться, должна опираться на исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. Б. Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».
Методология (от греч. methodos — путь исследования или
познания, logos — наука, учение) —учение об идейных позициях науки, логике ее построения, научных подходах исследования.
Наука представляет собой систему, состоящую из знаний, фактов, законов и методов их исследования. Методология носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. В психологии такой сферой является психика, исследование которой предполагает разработку соответствующих методов.
|
|
Выделяют три уровня методологии психологии: общую, специальную и частную (схема 3).
В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики в нем.
Отечественная психологическая наука исходит из того, что:
1. Окружающий нас реальный мир материален.
2. Материя первична, сознание вторично.
3. Материя находится в непрерывном движении, развитии.
4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции.
5.
Частная методология психологии (конкретизация общих методологических подходов в связи со спецификой предмета отраслевой психологии) | ||||
Специальная методология психологии (принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, личностного подхода) | ||||
Общая методология психологии (диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики в нем) |
Схема 3. Уровни методологии психологии |
Специальную методологию психологии составляют принципы:
• принцип детерминизма, то есть причинной обусловленности психических явлений, это значит, что психика опосредуется естественными и социальными условиями и изменяется под их воздействием;
• принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности, которая является формой активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности;
• принцип развития позволяет рассматривать психику как продукт развития и в процессе развития;
• принцип личностного подхода ориентирует исследователей на изучение индивидуально- и социально-психологических особенностей человека.
Частной методологией психологической науки являются более конкретные психологические подходы, исходящие из общей методологии, отражающие специфику отраслей психологии.