1. Понятие предметности восприятия. Виды искажения проксимального стимула: инверсия, реверсия, смещение в пространстве и во времени, изменение цветности, знака диспаратности.
2. Феномены инвертированного зрения. Проблема перцептивной адаптации к инвертированному зрению и ее экспериментальные исследования.
3. Феномены псевдоскопического восприятия. Условия возникновения обращений зрительных образов по глубине. Правило правдоподобия.
4. Проблема создания искусственных органов чувств. Формирование у слепых «кожного зрения» (для самостоятельной работы).
5. Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Экспериментальные исследования в школе "Новый взгляд".
6. Кросскультурные исследования восприятия. Особенности восприятия в отдельных культурах (для самостоятельной работы).
Литература
Основная:
Общая психология. Тексты: в 3 т. Том 3. Субъект познания. Кн. 2 / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., 2006, с. 294-318 (Грегори; Логвиненко) (1, 2), 319-332 (Компанейский; Столин) (3), 333-338 (Логвиненко) (4), 353-366 (Брунер) (5), 367-373 (Коул, Скрибнер) (6).
Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб., 2003. С. 474-482 (1, 2).
Любимов В.В. Психология восприятия М. 2007, с. 371- 381 (2), 363-369 (6),
Гусев А.Н. Общая психология. Т.2 «Ощущение и восприятие» / Под ред. Б.С. Братуся М., 2007, с. 279-312 (1-4), 355-369 (5,6).
Дополнительная:
1. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. С. 65-78 (5).
2. Восприятие и деятельность / Под.ред. А.Н.Леонтьева. М., 1976, с. 186-192 (Столин) (3).
3. Грегори Р. Глаз и мозг. М., 1970. С. 222-239 (1, 2).
4. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. С. 84-92 (6).
5. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. М., 1981. С. 74-89 (2), 89-96 (4).
6. Мещеряков А.И. Слепоглухие дети. М., 1974. С. 146-157 (4).
ТЕМА 8. Развитие восприятия.
Проблема врожденного и приобретенного в восприятии: нативистическая и эмпиристическая точки зрения. Экспериментальные исследования восприятия у новорожденных животных, младенцев, прозревших слепых. Основные процессы развития восприятия: обогащение и дифференциация. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия.