Система упражнений по словообразованию

Обычно в методике преподавания русского языка все упражнения по словообразованию делят на 4 группы:

1) Морфемные упражнения развивают у учащихся умение видеть структуру слова: выделение основы и окончания; выделение суффиксов и выяснение их значения; сопоставление слов с приставками, имеющими противоположное значение; выделение в производных словах всех составных частей; подбор родственных слов; составление с анализируемыми словами словосочетаний и предложений; выполните графический диктант; найдите слова, в которых приставка не выделяется.

2) Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова: определение, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово; составить цепочку однокоренных слов; определить способ образования слова; подобрать однокоренные слова к слову; образование от данных слов новых при помощи приставок, суффиксов, соединительных гласных и др.

3)Упражнения, сочетающиеся с лексической работой, когда слово анализируется в составе предложения.

4)Упражнения, связанные с упражнениями по орфографии: словарный диктант с выборочным или полным морфемным анализом слов; выборочный диктант на какие-либо приставки или корни с чередующимися гласными и т.д.

Морфемный разбор (с.) – это выделение в слове значимых частей.

Словообразовательный (сл.) разбор – это выяснение того, как образовано данное слово.

При выполнении морфемного и словообразовательного анализа следует учитывать целый ряд сложных моментов.

1.В первую очередь нужно стараться постоянно подчёркивать детям, что в словообразовании не всегда срабатывает однотипность:

-так в словах пушка, черёмушка -к- в одном случае входит в корень, в другом – является суффиксом (это можно выяснить путём подбора родственных слов);

-в словах плавательный и усилительный суффиксы -тельн- и -тель- и -н-, т.к. есть промежуточное звено – усилитель;

-слова вазочка, шапочка, курточка, Сонечка, дружочек, ёлочка и покупочка также по-разному членятся на морфемы (следует учитывать алломорфы –оч- и –к- (шапочка и шапка).

2.Постоянно следует акцентировать внимание детей, что при выделении окончания необходимо определить часть речи и её изменяемость. Иначе получим одно и то же окончание в словах красная и думая, небо стало голубей и стая голубей. Следует также заострять внимание на том, что у неизменяемых слов нет и не может быть окончания.

3.Нужно внимательно ознакомиться со схемами разборов. Вузовский и школьный морфемный и словообразовательный анализ имеют некоторые отличия:

-так называемые словоизменительные морфемы (суф. неопред. формы –ть-, суф. прош. вр. –л- и др.) не включаются в основу (освежить). В связи с этим перед выделением основы отделяется окончание и словоизменительный аффикс;

-постфикс имеет обозначение, обратное приставке (радоваться);

-вторым пунктом словообразовательного анализа стоит нахождение производящей части, части, общей для производного и производящего слова. Она может совпадать и не совпадать с основой, если основа не включает словоизменительный суффикс. Производящая основа выделяется сверху (радоваться – радовать). Две основы (производная и производящая) в анализируемом слове не выделяются.

В современных учебниках все разделы, в том числе и словообразование, словообразовательные факты рассматриваются с точки зрения коммуникации. Для этого слова и их значимые части рассматриваются в единстве трёх параметров: форма (строение, структура) – значение – функция (роль, назначение в речи).

При работе над темой «Морфемы – значимые части слова» (§ 12) главное снимание следует сконцентрировать на противопоставлении словообразовательных и словоизменительных морфем. Лучше при этом всё-таки использовать термин формообразовательные морфемы, т.к. одной структуры с термином словообразовательные и указывает на назначение морфем. Теоретические сведения со стр. 50 можно свести в таблицу:

Формообразовательные морфемы

Формообразовательные морфемы Грамматические значения Примеры
суффикс –л- суффикс –ть суффикс –ти окончание –а окончание -а прошедшее время глагола неопределённая форма глагола неопределённая форма глагола ж.р., ед.ч., им.п. ж.р.,ед.ч. положил положить нести стрекоза склонила

При организации работы над таблицей можно реализовать индивидуальную работу. Ребята с высоким уровнем развития заполняют третью графу таблицы, с менее высоким – вторую, с низким – первую.

Работа над формообразовательными морфемами необходима для верного выделения основы.

При работе над параграфом 13 («Основа слова. Окончание») важно сконцентрировать внимание учеников на том, что формообразовательные морфемы не входят в основу изменяемых слов (-л, -ть, -ти), основу неизменяемых слов составляет всё слово в целом.

При работе над окончаниями важно предостеречь учеников от механического выделения окончаний, материально выраженных и не выраженных (упр. 85): домов, столов, носов, часов, но коров, голов, основ.

Пристального внимания требуют случаи, когда одна буква обозначает два звука, относящиеся к разным морфемам. Для чёткого обозначения звукового состава нужно использовать частичное транскрибирование: иней – ине[й – а].

При работе над корневой морфемой (§ 14) особенное внимание нужно уделить корням одинаково звучащим, но разным по значению. Корни можно разграничить путём подбора родственных слов и сочетаемости слов (примерять платье (мерить) и примирять поссорившихся (мир)).

Параграф 15 («Приставка») требует особого внимания при работе над приставками в-, вы-, у-, т.к. эти приставки имеют омонимичное значение в белорусском языке. Приставке в-, указывающей, что действие направлено внутрь предмета, в белорусском языке соответствуем префикс у-, ср.: внести – бел. унесцi, совпадающее с русским унести. Несовпадение объёма значений префикса у- в родном и изучаемом языках и отсутствие приставки в- в белорусском языке приводят к ошибочному словообразованию.

При работе над параграфом 15 («Суффикс») необходимо подчеркнуть, что суффикс, наряду с корнем, формирует лексическое значение слова.

Как уже было сказано выше, следует предостерегать учеников от механического выделения суффиксов. Так опора на лексическое значение основы обеспечит включение в группу бессуффиксных слов: ласточка (нет ласта), варежка, лепесток, байдарка, ящик, колобок (упр.127); ср.6 норка (маленькая нора) и норка (животное).

Впервые в практику школьного преподавания русского языка введена значимая часть слова, обозначаемая термином постфикс. После того как детьми будет осмыслено понятие постфикса, формируется умение вычленять постфикс в словоформе (упр.136) и умение образовывать слова при помощи постфикса (упр. 139). Нужно подчёркивать для детей, что постфикс привносит в слово новые оттенки значений (неопределённости, направленности действия на лицо, его производящее).

Параграф 20 («Способы образования слов»).

Чтобы научить школьников правильно обнаружить производящую часть, нужно сформировать у них умение правильно определять значение производного слова.

Для этого можно использовать семантические схемы, которые разработаны, н-р, Ревзиной О.Г. (Ревзина О.Г. Структура словообразовательных полей в славянских языках. – М., 1969) и усовершенствованы для школы И.А. Ширшовым (Ширшов И.А. Приёмы поиска производящей основы // РЯШ. – 1978. - № 2. – С. 39). Так, все одушевлённые существительные имеют схему «тот, кто» (строитель – тот, кто строит), неодушевлённые существительные, выступающие только в форме единственного числа, - схему «то же, что и» (смелость – то же что и смелый); неодушевлённые существительные, употребляющиеся в формах обоих числе, - несколько схем (мельница – «то, где мелют»; подпорка – «то, что подпирают»; росток – «то, что растёт»).

Т. е. выделение производящей части начинается с поиска лексического значения слова. Для того чтобы легче было увидеть морфему, при помощи которой образовано слово, можно предлагать детям записывать слова в столбик (упр. 154):

Бежать город мыть лес

Прибежать пригород мыться лесной

Такую же запись можно использовать и при работе над производящей частью:

читать

читатель (упр. 158).

Общее у производного и производящего и есть производящая часть. Её и отделяют вертикальными линиями:

вода борода

подводный подбородок

При работе над словообразовательными средствами нужно остановиться над нулевым суффиксом (упр.166). Это работа проходит при сопоставлении таких пар: обжигать – обжигание, вывозить – вывозка, в этих парах присоединение суффикса формирует значение отвлечённого действия. Это же происходит в словах типа выходить – выход, вырезать – вырез.

Аналогичные процессы происходят при образовании имён существительных со значением отвлечённого признака от основ имён прилагательных с помощью суффиксов: высокий – высота, тёмный – темнота, тихий – тишина; глухой – глушь, тихий – тишь, гладкий – гладь, высокий – высь.

При работе над способами словообразования особую трудность вызывает разграничение способов сложения, слияния, сложения и суффиксации, суффиксации: малоснежный, мышевидный, паровозный, домосед (сложение и нулевая суффиксация).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: