Задатки определяют природную основу индивидуальных различий между людьми. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие той или иной отдельной способности
По мнению И. П. Павлова, основу индивидуальных различий определяют преобладающий тип высшей нервной деятельности и особенности соотношения сигнальных систем. Исходя из данных критериев, можно выделить три типологические группы людей:
q Художественный тип – преобладание первой сигнальной системы, характерно целостное восприятие, преобладание образного мышления и воображения, повышенная эмоциональность.
|
|
q Мыслительный тип – преобладание второй сигнальной системы, при восприятии характерно дробление воспринимаемого на отдельные части, более характерно абстрактное, теоретическое мышление, более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.
q Средний тип – равное представительство.
С начала XX века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кэттел, Спирмен, Вине и др.). Для измерения способностей использовались тесты. С помощью различных психодиагностических методик можно лишь установить наличие тех или иных способностей и определить относительный уровень их развития, поскольку неизвестны абсолютные пороги развития той или иной способности. Как правило, суждение выносится для конкретного человека путем сопоставления его результатов со средними результатами той или иной выборки обследуемых. Такой подход к оценке способностей основывается на применении количественных методов. Но более верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов в процессе деятельности.