Сущность аудита, его содержание, цели и задачи

Сущность аудита и его экономическая обоснованность

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (ст.1) аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторская деятельность обязательный аудит и сопутствующие аудиту услуги.

Под сопутствующими аудиту услугами понимаются:

1. Консультирование;

2. Ведение, постановка, восстановление бухгалтерского учета, составление отчетности;

3. Анализ хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов, компьютеризация, аудиторские научные исследования, обучение.

4. Внутренний аудит, инициативный аудит, аудит по специальным аудиторским заданиям;

5. Другие, сопутствующие аудиту услуги.

Цели, задачи и принципы аудита

Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Можно сформулировать следующие локальные задачи при проведении обязательного аудита:

1. Формулирование принципов подготовки плана и программы аудита.

2. Организация подготовки и составления плана и программы аудита.

3. Формулирование принципов документирования аудита.

4. Формулирование требований к форме и содержанию рабочей документации аудита.

5. Определение порядка составления и хранения рабочей документации.

6. Определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств.

7. По результатам проведенного аудита выразить мнение о достоверности отчетности субъекта в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.

8. Другие задачи.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности (ФЗ № 307).

Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов (ФЗ № 307)

Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

1) общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации);

2) обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);

3) законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы принадлежат компании);

4) оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны);

5) классификация (есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана);

6) разделение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были проведены);

7) аккуратность (соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге);

8) раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно отражены в отчетах и приложениях к ним).

Связь аудита с другими формами экономического контроля

Понятие аудита значительно шире таких понятий как ревизия и контроль. Аудитор от латинского слова означает «слушатель», т.е. это лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.

Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, подходу к проверки документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки и т.д.

Аудит обеспечивает не только проверку финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как экспертизу бизнеса.

Критерии различия аудита от ревизии:

1. По цели:

Аудит- выражение мнения о достоверности финансовой отчетности, оказание услуги, помощи, сотрудничества с клиентом, консультации, выявление недостатков как неотъемлемого элемента хозяйственной деятельности.

Ревизия- выявление недостатков с целью их устранения, наказания виновных.

2. По характеру:

Аудит - предпринимательская деятельность.

Ревизия – исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

По правовому регулированию:

Аудит - в своей основе это гражданское право, хозяйственные договора.

Ревизия - в своей основе административное право, инструкции, приказы вышестоящих или государственных органов.

По объектам:

Аудит - выявляет все, что искажает финансовую отчетность, снижает платежеспособность, ухудшает финансовое положение клиента.

Ревизия - выявляет все, что нарушает действующее законодательство.

По управленческим связям:

Аудит - горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним.

Ревизия - вертикальные связи, принуждение, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

П о принципу оплаты труда:

Аудит – платит клиент.

Ревизия – платит вышестоящее звено или гос. орган.

По фактическим задачам:

Аудит – улучшение финансового положения клиента, привлечение инвесторов, кредиторов, т.е. пассивов, помощи и консультирование клиента.

Ревизии – сохранность активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

По результатам:

Аудит – аудиторское заключение и рекомендации для клиента, конфиденциальность информации.

Ревизия – акт ревизии, орг. выводы, взыскания, передача вышестоящим и другим органам, обязательное разглашение информации.

По статусу:

Аудит – независимый эксперт.

Ревизия – работник ревизионного аппарата.

Принцип достаточности:

Аудит – Разумной достаточности с ориентацией на отношение затрат и результатов.

Ревизия – максимально возможной точности для выявления ущерба и наказания.

Существуют сходства между аудитом и ревизией:

- по цели – проверка достаточности бухгалтерского учета и отчетности.

- этапы: подготовительный, основной и заключительный.

- источники информации: учредительные документы, решения общего собрания акционеров, приказы, учетная политика, отчетность, главная книга, регистры бухгалтерского учета, первичные документы и т.д.

- методы: камеральная проверка и документальная (выездная) проверка.

- масштабы: глобальные и локальные.

- периодичность: месячная, квартальная, годовая

- проверяются все виды деятельности предприятия.

- степень охвата: ретроспективная и перспективная.

- субъекты и объекты проверяются независимо от организационно – правовой формы.

Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие состоит в том, что аудит это независимая проверка. А судебно – бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов.

Специфика судебно – бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально – правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, в то время как судебно – бухгалтерская экспертиза не может существовать вне таких дел, так как представляет собой процессуально – правовую форму.

Согласно статье 78 УПК РФ судебно – бухгалтерская экспертиза назначается в случаях, когда при дознании, предварительном следствии и судебном разбирательстве необходимы специальные познания в области бухгалтерского учета и контроля. Она не относится к числу обязательных экспертиз и ее назначение зависит от решения следователя или суда с учетом обстоятельств конкретного дела. В ходе судебного процесса экспертиза может быть назначена как по инициативе суда или, участвующего в судебном процессе прокурора, так и по ходатайству подсудимого или его защитника.

Аудитор – эксперт самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов.

В целом систему финансового контроля можно представить в следующем виде:

1. Государственный финансовый контроль:

1) общегосударственный финансовый контроль:

- денежно – кредитный;

- валютный;

- страховой;

- налоговый;

- таможенный.

2) ведомственный финансовый контроль.

2. Общественный контроль.

3. Вневедомственный контроль.

4. Независимый контроль.

5. Внутрихозяйственный контроль.

В зависимости от источников информации контроль подразделяется на документальный и фактический. Документальный контроль предусматривает использование первичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, состояния учетных регистров и отчетности. Фактическим является контроль при котором количественное и качественное состояние объекта устанавливается путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и других способов проверки фактического состояния объектов.

Применяемые методы контроля и системы контрольных действий, позволяют организовать проверку, используя для этих целей аудит, ревизию, тематическую проверку, следствие или служебное расследование.

Ревизия – система контрольных действий, осуществляемых ревизионной группой или ревизором за деятельности подведомственного предприятия, при которой устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвующих в их проведении.

Тематическая проверка – проверка определенной темы или задачи, производственной или хозяйственной деятельности предприятия.

Следствие представляет собой процессуальные действия, в ходе которых устанавливается виновность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений, связанных с присвоением денежных средств, материальных ценностей, бесхозяйственностью и совершением должностных злоупотреблений. Следствие регулируется особым процессуальным законодательством.

Служебное расследование предусматривает проверку соблюдения работниками предприятия должностных обязанностей, а также соблюдение должностных документов, регулирующих производственные отношения. Оно проводится специальной комиссией, созданной приказом руководителя предприятия в случаях выявления хищений, недостач и порчи материальных ценностей.

В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на: предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль производится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический и упреждающий характер (бизнес – план, проектно - сметная документация). Цель предварительного контроля – предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономические нецелесообразные операции.

Текущий контроль организуется в процессе совершения различных хозяйственных операций. Это оперативный контроль. Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственной операции.

Количество объектов последующего контроля определяется самим проверяющим, исходя из различных факторов:

- задач и целей проверки;

- финансовых и трудовых затрат на его осуществление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: