6. После установления диагноза социальный работник формулирует план лечения и знакомит с ним клиента. Доброта и дружелюбие—необходимые условия для выполнения поставленных целей.
В 1917 году выходит книга «Социальные диагнозы», в которой М. Ричмонд были обоснованы теоретические и методологические основы индивидуальной социальной работы. В «Социальных диагнозах» суммируется предшествующий опыт и определяются основы научного подхода к индивидуальной работе.
Мэри Элен Ричмонд родилась в 1861 году в городе Беллевилл в штате Иллинойс. Инвалид детства, она рано осиротела. С 1878 года, момента своего совершеннолетия, долгое время не могла отыскать себе работу, пользуясь случайными заработками. Однако в 1889 году, став помощником казначея благотворительного общества в городе Балтимор, М. Ричмонд получила не только работу, но и возможность общаться с преподавателями университета Джона Хопкинса, которые вместе со студентами работали в этой организации в качестве «дружеских визитеров», что сыграло определенную роль для ее профессионального самосознания. В 1891 году она становится генеральным секретарем благотворительного общества, проработала на этом посту 18 лет. По ее инициа-тиве в 1898 году начала работать первая национальная школа прикладной филантропии (в настоящее время — это факультет социальной работы Колумбийского университета). В 1909 году она назначается директором благотворительной организации в Нью-Йорке. С 1918 года у М. Ричмонд устанавливается тесное сотрудничество с колледжем Смита, почетным магистром которого она становится в 1921 году. Это звание ей было присвоено за научную разработку новой профессии — социальная работа. В 1928 году она умирает.
|
|
На формирование практических и теоретических подходов М. Ричмонд повлияли, по мнению исследователей, следующие группы факторов.
Большую роль в оформлении диагностических подходов сыграли работы 3. Фрейда. До 1917 года 3. Фрейд был известен в США только небольшому кругу специалистов, в основном психиатрам и врачам. В 1909 году он первый раз побывал в США и читал лекции в Университете Кларка в штате Массачусетс. Несмотря на это, М. Ричмонд включает в методологию анализа случая подходы психоанализа и исследует психологические и интрапсихические процессы в контексте социальных проблем индивида, обосновывая научную процедуру диагностирования.
Другим фактором явилась дискуссия о направлении социального реформирования, которое возглавляла Дж. Аддамс. Работа в сеттельментах, которую она возглавляла, требовала не отдельных акций, а социального реформирования и развития социального законодательства. Вот почему Дж. Аддамс и ее последователи считали, что индивидуальные акции не могут решить проблемы бедности в целом, это возможно только путем профилактической работы, реформирования общества и социального законодательства. В некотором смысле процедуры, которые предлагались сторонникам Дж. Аддамс, были не научными, они предполагали погружение в сеттельмент, возможность совместно проживать с клиентами и своим примером помогать изменять им жизнь. Хотя Дж. Аддамс и была удостоена Нобелевской премии в 1931 году, тем не менее ее подходы не были столь эффективны как подходы М. Ричмонд.
|
|
Джейн Аддамс — еще один американский первопроходец в этой области, ее внимание было сосредоточено на проблеме предотвращения бедствий граждан. Она активно участвовала в общественных событиях, а также исследовала задачу социальной работы. В период ее наибольшей популярности был основан центр социальной помощи Хэл-Хаус в Чикаго (1889). Центр был создан в рамках движения поселенцев, считающих причинами социальных проблем характер общественных отношений. Конкретные практические меры имели под собой прочную теоретическую базу. Традиция, к которой принадлежала Аддамс, была связана с Чикагской социологической школой, которая получила известность благодаря символическому интеракционизму, в котором центральное место занимают теории Мида.
Влияние Аддамс и Ричмонд на развитие дисциплины было различным. Аддамс пыталась осмыслить, что значит быть бедным и получать помощь, и исследовала возможности использования человеком своих собственных возможностей. Она довольно скептически относилась к профессионализации социальной работы. Ричмонд более основательно и методично писала о социальной работе и подробно обсуждала перспективы ее развития.
Идеи Аддамс относительно роли общественных отношений для понимания причин социальных проблем получили дальнейшее развитие в моделях, основанных на теории конфликтов, отчасти моделях, базирующихся на теории научения и интеракционистской теории, а также в ставшем общепризнанным положении о необходимости оказания отдельным людям и группам такой помощи, которая позволила бы им изменить свою жизненную ситуацию путем активного участия в формировании общества. Кроме того, идеи Аддамс получили применение в теории экологических систем.
Большое распространение получила работа, ориентированная на отдельного человека. Кейсворк доминировал в социальной работе в этот период и довольно быстро оказался связан с психоаналитической теорией.
Третий фактор был связан с обоснованием социальной работы как профессии. Эта дискуссия возникает в обществе в 1915 году благодаря статье доктора А. Флекснера «Является ли социальная работа профессией?». В ней обосновывается, что социальный работник, осуществляя функции патроната, не имеет своей специфической деятельности, так как не имеет своего метода работы с человеком. Полемизируя с ним, М. Ричмонд на 500 страницах своей книги описывает конкретные методы решения проблем клиентов, доказывая право на существование диагностического подхода.
«Социальные диагнозы» стали научным и логическим подходом социального научного исследования, что, в свою очередь, послужило началом новой эры развития индивидуальной социальной работы. Г. Макус, через 20 лет после публикации этой книги, высказал следующее о М. Ричмонд и ее книге: «Это явилось выдающейся школой, которая занималась исследованиями тех аспектов, которые противостояли искушению схоластических обобщений, и которые, касаясь других дисциплин и общественных сфер, способствовали решению определенных проблем. Дедуктивный метод ее работы нашел отражение в принципе индивидуализации в процессе изучения и обучения основам теории и практики индивидуальной социальной работы».
|
|
В 1928 году на Милфордской конференции социальных работников были определены основные аспекты индивидуальной работы с клиентом:
1. Знание типичных отклонений от общепринятых норм со циальной жизни.
2. Использование знания норм человеческой жизни и человеческого общения.
3. Ознакомление с подробностями жизни конкретного человека, оказавшегося в затруднительном положении.
4. Применение общепринятых методов изучения и помощи людям, которые нуждаются в социальной поддержке.
5. Использование средств и ресурсов местной общины в социальном лечении.
6. Применение научных знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуального подхода.
7. Понимание философских основ, определяющих цели, этику и особенности индивидуального подхода в социальной работе.
8. Соединение вышеупомянутых аспектов в единой системе социальной работы.
Оформление социальной работы с группой в начале XX века осуществляется, когда обостряются социальные противоречия, промышленная революция и урбанизация осложняются крупномасштабной миграцией населения как из фермерских хозяйств в города США, так и иммигрантов из Европы.
Как считают исследователи, в этот период практика работы с группой (метод социальной работы, направленный на достижение общих целей людей, имеющих общие интересы или проблемы) была представлена широко и разнообразно, но она не представляла собой единой системы помощи, к тому же существовали определенные организационные и идеологические препятствия.
Объединить различные виды групповой работы было достаточно сложно, поскольку одни из них ориентировались на национальные программы, другие расширяли программы местных услуг; одни группы были направлены на решение проблем досуга, в этом виделась демократизация отношений, другие — приоритеты видели в образовании.
В этот период намечается противоречие между конфессиональными организациями и движением социального реформирования общин. Конфессиональные организации видели основу всех причин как экономических, так и социальных проблем человека в его индивидуальности, в «моральных дефектах», своеобразных комплексах неполноценности. Поэтому они отрицали работу с группой вообще и социальную работу в частности. Морально-этические конфессиональные принципы с позиций деятелей благотворительных организаций должны стать основой групповой работы через систему клубов.
|
|
Движение за реформирование поселений исповедовало идеологию самопомощи. Идеология самопомощи развивалась из филантропических идей среднего класса, где взаимная поддержка друг друга являлась необходимой потребностью. Работа с группой в этот период рассматривалась как социальное движение, наряду с такими акциями, как борьба профсоюзов за восьмичасовой рабочий день, право личности на творческую работу и т. д. Отсюда в отличие от деятелей благотворительных организаций они видели проблемы бедности не в индивидуальной обусловленности, а в социально-экономических условиях общества. И их волновала не проблема «бедности в одежде», а проблема бедности вообще.
Тем не менее, к 1910 году намечаются тенденции к объединению данных сил. Этому послужили гуманитарные программы, пересечение практики деятельности, обмен профессиональными сотрудниками.
Гуманитарные программы охватывали широкий спектр проблем по благосостоянию населения, и в них были задействованы различные агентства, как конфессиональные, так и не конфессиональные. Именно такая работа в сеттльментах рассматривалась как работа в группах по урегулированию отношений между различными классами.
Пересечение спектра деятельности было связано с работой в области образования в сеттльментах. Эти программы были направлены на охрану детства, развитие детских садов, профессиональное обучение женщин. Были успешно осуществлены программы летнего отдыха детей и «школьных социальных центров», где не только осуществлялась образовательная работа, но и работа по социализации в группах.
Общность интересов и пересечение программ повлекли за собой обмен персоналом, что не могло не повлиять на обогащение методов работы.
После Первой мировой войны социальная индивидуальная работа обретает новое наполнение, благодаря внедрению психоаналитической теории. В это же время социальная работа с группой все еще рассматривается как демократический путь развития общества в целом через его структурные элементы.
Однако в 20-е годы оформляется интерес к группе как к методу лечения. М. Ричмонд в 1920 году начинает исследования поведения группы, где она увидела новые возможности лечения и внедрения метода индивидуальной работы с клиентом, она писала: «Я обращаюсь к новой тенденции рассмотрения наших клиентов с той точки зрения, которая могла бы быть названа малой психологической группой». С нею солидаризировалась М. Фоллетт, которая в групповой работе видела новые возможности для расширения индивидуальной работы, используя «внутреннюю творческую энергию», благотворно влияющую на ценности отдельного индивида.
Но не практика социальный работы с группой на этом этапе обогащает ее методологическую базу. Большое влияние стали оказывать преподаватели школ социальной работы, например Д. Дейв, который был не только участником групп самопомощи, но и преподавателем школы социальной работы, внедряющим социологические подходы в практическую деятельность. В основе процесса обучения групповой работе им была предложена методика «изучай — делая», т. е. будущие профессионалы обучались стратегиям работы по проектам, а не исходя из спонтанных проблемных ситуаций, основанных на принципе «здесь и теперь».
Стратегия обучения имела определенные стадии, построенные на принципах групповой динамики: различали начало работы (старт), в работе использовали принцип спонтанности.
Философские и образовательные теории и методы Джона Дейва имели прямое влияние на работу группы. Дж. Дейв считал, что образование, чтобы достигнуть полного потенциала, должно отражать потребности ученика и принимать во внимание «полного» человека, включая социальные и эмоциональные, а также интеллектуальные факторы. Роль взаимодействия в процессе обучения дала возможность обучающимся изучить отношения, в группе, увидеть в них первичный ресурс субъект-субъектного взаимодействия.
Как отмечают исследователи, в групповой работе использовали к концу 30-го года до двенадцати методик и техник разрешения конфликта в группах. И если в школах социальной работы метод работы с группой находит свое широкое распространение, то практика все еще была достаточно консервативной и данный метод не имел широкого распространения.
Тем не менее, были и более существенные проблемы в развитии практики социальной работы данного периода. Серьезным препятствием для достижения профессионального статуса социального работника в обществе являлась историческая связь деятельности работников патроната с милосердием. Это создавало в обществе представление о полупрофессии, считалось что не было необходимости в открытии школ социальной работы, которых насчитывалось к тому времени 17, многие из которых к концу 20-х годов оформились как факультеты при университетах.
Были и социально-экономические причины, которые тормозили развитие социальной работы как профессии. Доминирование крупного бизнеса в обществе, расизм, политическая коррупция, подавление гражданских свобод не способствовали развитию данной деятельности, особенно когда началась кампания правительства США по контролю за населением, превратившаяся в крестовый поход на инакомыслящих.
Как отмечают исследователи, фрейдистская концепция «человеческого развития» сыграла как позитивную, так и негативную роль. Психиатрия, которая внедрялась в социальную работу, постепенно стала играть негативную роль, так как психиатрическое знание стало разрушать профессиональную идентичность социальной работы. К тому же можно было наблюдать, как постепенно новые лидеры, возглавившие движение социальной работы, стали сводить живое дело к бюрократическим процедурам управления.
2. Развитие практики социальной работы и федерального