Цель: формирование у студентов представлений о современных психокоррекционных технологиях, направленных на компенсацию и исправление недостатков в развитии у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития.
Задачи дисциплины:
- ознакомление студентов со спецификой психокоррекции как области психологического знания и практики и ее основными принципами; овладение основными отечественными и зарубежными психологическими концепциями психокоррекционной работы, их ролью в работе с детьми;
- формирование у студентов понимания сущности психолого-коррекционной работы, способности анализировать основные сферы отклонений психического развития;
- развитие представлений о роли и позиции специального психолога в коррекционной работе;
отработка навыков работы с различными методами и конкретными методиками коррекционной работы;
- подготовка студентов к самостоятельному проведению психокоррекционных процедур
- формирование профессиональное мировоззрение будущего специалиста в области специальной психологической помощи;
- овладение системой теоретических знаний, необходимых в профессиональной деятельности специального психолога в учреждениях специального образования;
.
Значение данного курса в подготовке специального психолога определяется тем, что психологическая коррекция в различных ее аспектах является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности.
Дисциплина ориентирует на консультативную, психопрофилактическую, культурно-просветительную и коррекционно-развивающую, научно-методическую деятельность специального психолога. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:
в области психопрофилактической деятельности:
- проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;
- проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, психопрофилактическая работа с персоналом;
- оказание психологической помощи семьям;
- оказание психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного исоциального происхождения;
в области коррекционно-развивающей деятельности:
- психологическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с нарушениями развития;
- использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов психокоррекционной работы;
- использование технических средств обучения и диагностики, информационных и компьютерных технологий;
- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей;
- работа по диагностике и коррекции с учетом отклонений в развитии;
- формирование у обучающихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;
- применение современных психологических и педагогических технологий;
в области научно-методической деятельности:
- систематическое повышение квалификации;
- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
- разработка и реализация коррекционно-образовательных программ;
в области культурно-просветительной деятельности:
- формирование общей и психологической культуры учащихся;
в области социально-педагогической деятельности:
- планирование и проведение мероприятий по социально-психологической профилактике в процессе обучения и воспитания;
- установление контакта с родителями учащихся, оказание им специальной психологической помощи в семейном воспитании;
- проведение профориентационной работы;
- оказание помощи в социализации учащихся;
в области консультативной деятельности:
-консультирование детей и взрослых с отклонениями в психическом здоровье, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения.