По мнению ИФНС, налогоплательщик - бывший авиаотряд, которому еще в 1981 г. распоряжением исполкома для размещения аэропорта был предоставлен земельный участок, - неправомерно не уплачивал земельный налог на данный участок на основании подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, поскольку данный участок не относится к землям, ограниченным в обороте.
Нижестоящие суды поддержали позицию ИФНС.
Как указал Высший Арбитражный Суд РФ, возвращая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суды так и не выяснили, чем вызваны явные противоречия в правоустанавливающих документах относительно вида разрешенного использования спорного надела.
Размещение аэропорта и его использование могли иметь место в целях как обороны, так и гражданской обороны. Вместе с тем отражение в правоустанавливающих документах оговорки "в особый период" не исключает для налогоплательщика возможности использовать спорный участок в своей хозяйственной деятельности.
При таких условиях решение вопроса о том, является ли спорный участок ограниченным в обороте, зависит от выяснения таких обстоятельств: какие объекты расположены на данном участке; использует ли их налогоплательщик в своей хозяйственной деятельности; на чьем балансе они находятся; если спорный участок является объектом обложения земельным налогом, почему орган, осуществляющий введение земельного кадастра, до возникновения настоящего спора не уведомлял ИФНС об этом участке и его землепользователе в соответствии с п. 12 ст. 396 НК РФ <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 12 октября 2010 г. N 3199/10 по делу N А57-1017/09-5. Дело в части признания недействительными актов налогового органа по эпизоду доначисления земельного налога, пеней и штрафов направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как при решении вопроса о том, является ли земельный участок ограниченным в обороте (основание освобождения от уплаты земельного налога), судом не было установлено, какие объекты расположены на данном земельном участке, использует ли их заявитель в своей хозяйственной деятельности, на чьем балансе они находятся // Вестник ВАС РФ. 2011. N 1 (январь).
Практические задания
1. Раскройте состав и правовое значение федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
2. Охарактеризуйте особенности каждого уровня бюджета Российской Федерации.
Тестовые задания
1. В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:
а) налог на добавленную стоимость; акцизы, налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина;
б) налог на добавленную стоимость; акцизы, налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на имущество физических лиц;
в) налог на добавленную стоимость; акцизы, налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на имущество физических лиц и юридических лиц.
2. Для подоходного налога предусмотрено несколько видов налоговых ставок:
а) 13%, 35%;
б) 13%, 35%, 9%, 30%;
в) 13%, 20%, 30%.
3. Для налога на добавленную стоимость предусмотрено несколько видов налоговых ставок:
а) 0%, 10%, 18%;
б) 20%, 18%;
в) 0%, 18%.
4. В соответствии со ст. 14 НК РФ к региональным налогам относятся:
а) налог на имущество организаций; земельный налог; подоходный налог;
б) налог на игорный бизнес; налог на имущество организаций; транспортный налог;
в) транспортный налог и земельный налог.
5. В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам относятся:
а) земельный налог и транспортный налог;
б) налог на имущество физических лиц и налог на игорный бизнес;
в) земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Контрольные вопросы
1. В чем состоят отличия федеральных, региональных и местных налогов и сборов?
2. В чем заключаются особенности состава федеральных налогов?
3. Каково правовое регулирование формирования бюджетов всех уровней?