Своеобразие духовной жизни индустриальных обществ

Развитие рыночных отношений способствует процессу секуляри­зации, т.е. освобождению всех сфер человеческой жизни от власти тради­ций. Рынок всех объединяет. Более того, рынок и машинное производство ведут к формированию новых духовных ценностей. Прежде всего, это цен­ность свободы, которая связывается с правом на проявление своеобразия, т.е. способности и возможности быть непохожим на других, правом на автономию, т.е. способность и возможность действовать по своей воле, а не по принуждению, правом на творчество, т.е. способность и возмож­ность открывать новые перспективы.

Индустриальное общество открывает ценность индивидуальности. Человек начинает смотреть на себя как на «Я», а не как на «Мы». Теперь он оценивает мир своими мерками, а не мерками окружающих. А для этого человек должен открыть и развить свой внутренний мир и оттуда черпать критерии оценки себя и окружающего мира. Социальные нормы, конечно, не исчезают. Принципиально меняется сам способ социального контроля над поведением индивида. Развивается процесс интериоризации, т.е. преобразо­вания внешнего воздействия в принципы самоконтроля. Социальные нормы становятся частью душевного мира человека, частью его идентичности.

Конечно, у индустриального общества есть свои приоритеты. Он ориентировано на развитие ценностей потребления и роста потребнос­тей, а значит на поощрение тех форм социальной жизни, которые обеспе­чивают рост потребностей. Это предпринимательская активность, ориента­ция на постоянную модернизацию производства, стремление к профессио­нальному росту и постоянному повышению своего социального статуса, пропаганда труда и богатства. Поэтому основные цели деятельности кон­центрируются в сфере политических прав и экономических возможностей.

Ключевой духовной ценностью нового общества становится раци­ональность. В такой цивилизации человек должен уметь сам принимать решения, руководствуясь при этом не давлением общественного мнения или эмоциями, а собственным размышлением. Человек должен уметь рас­считывать и взвешивать приоритеты, а также средства их достижения. Он должен руководствоваться критериями полезности и эффективности: цели выбирать по критерию полезности, а средства их достижения - по принци­пу эффективности. Иначе такое отношение к миру обозначают словом «прагматичность», когда все знания и ценности оцениваются с позиции их применимости или полезности.

Провозглашение идеалов равенства и свободы формирует новое восприятие мира. Признается существование множества мнений, взгля­дов, позиций по тем или иным вопросам, вариантов решения тех или иных проблем. Такое отношение обозначают словом «плюрализм». Признается изменчивость, относительность всех человеческих знаний и ценностей. Это отношение обозначают словом «релятивизм». Релятивизм отражает динамичность освоения мира индустриальной цивилизацией. Наконец, это провозглашается терпимость к существованию разных точек зрения. Она обозначается словом «толерантность».

Индустриальное общество способствует возникновению новых об­ластей духовной жизни. Развивается наука. Наука представляет собой систе­му знаний, которая построена на рассуждении и экспериментальной про­верке выдвинутых утверждений. Но наука в индустриальной цивилизации не просто развивается. Она превращается в непосредственную производи­тельную силу, т.е. становится условием развития промышленного произ­водства и экономики в целом. Иначе говоря, производство теперь строится на предварительном исследовании того, что и как производить. Сами науч­ные исследования проводятся с учетом превращения знаний в технологии.

Наука становится условием организации всей социальной жизни нового общества. Это наиболее ярко проявляется в развитии социологии, психологии, политологии. Общий подход к роли социальных наук заклю­чается в том, что любое принятие социально-политических решений дол­жно строиться на предварительном исследовании обстановки и эксперт­ной оценке возможного варианта решения. В целом мировоззрение ново­го общества требует не веры, а рассуждений и доказательств. Поэтому философия становится основой современного мировоззрения.

По-новому организуется духовная жизнь. В ее основе лежит прин­цип специализации. В столь сложноорганизованном и динамичном мире уже невозможно быть специалистом широкого профиля. Поэтому люди, социальные группы и даже социальные отношения обосабливаются друг от друга. За познание отвечает наука, за нормы поведения - мораль, за переживания - искусство. Происходит даже специализация культур. По­требности разных социальных групп начинают обслуживать разные куль­турные комплексы. Наиболее распространенным становится делением на массовую и элитарную культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: