Структура научного знания

Итак, мы сформулировали основное условие возникновения науч­ного знания. Оно состоит в активном преобразовательном отношении к миру и стремлении к такому преобразовательному отношению. Изменяя окружающую действительность, человек начинает поворачивать к себе вещи окружающего мира теми сторонами, которые раньше были скрыты или которым ранее не уделялось внимание.

А это означает, что необходимы знания нового типа. Эти знания уже не так легко проверить критерием полезности. Почему? Во-первых, потому что на основе этих знаний создаются веши, которые еще на практике не при­менялись. Мы можем только предполагать, как они будут действовать. Во-вторых, выход за пределы повседневной практики означает что обычные ме­тоды проверки уже не действуют. Ведь мы начинаем открывать свойства ве­щей, которые находятся за пределами нашего чувственного восприятия.

Вот почему для получения знаний о мире за пределами повседнев­ной практики ученые осуществляют операцию. которую принято назы­вать словом «абстрагирование». Абстрагирование и его результат, т.е. абстракция, не являются рассуждением вообще, ни о чем. Недаром очень часто абстракции с осуждением противопоставляют поиску конкретнос­ти. Абстрагирование есть мысленное отвлечение от таких свойств изучае­мого объекта, которые мы считаем случайными, не существенными. Пара­докс как раз в том и состоит, чем активнее мы осуществляем этот процесс, тем более точными и конкретными будут наши знания об объекте.

Когда физик изучает тела, то его может не интересовать их цвет, форма, индивидуальные особенности каждого тела. Для экономики также не важны психологические особенности каждого человека. Значимы лишь те свойства, которые делают из него производителя или потребителя. Но благодаря этим операциям открываются законы, управляющие поведени­ем физических тел, экономических систем и т.д. Вот где начинается знание, которое получает название научного. В результате применения процедур абстрагирования мы получаем особый мир или мир особых предметов абстрактных или идеализированных. Они идеализированы в том смысле, что лишены случайных, индивидуальных свойств.

Теперь мы можем выделить первый элемент структуры научного знания. Его называют словом «теория», а деятельность, направленную на его получение - теоретической. Что же это такое? Теория - это описание совокупности всеобщих и необходимых свойств изучаемых предметов. Любая теория не описывает все подряд, а именно те качества, которые наиболее существенны. Выражены эти свойства в понятиях и законах. Обычно существенных свойств у изучаемого предмета бывает несколько. Поэтому всякая теория представляет собой систему, т.е. совокупность наи­более существенных взаимосвязанных и взаимосогласованных свойств в изучаемых объектах, а теоретическая деятельность обязательно предпола­гает систематизацию полученных знаний.

Мы уже говорили, что наука пытается преодолеть свойства обыден­ного познания, а именно человеческую субъективность. Она связана с осо­бенностями наших органов чувств, а также с нашими желаниями и пристра­стиями, которые мы обозначили словом «полезность». Но это не означает, что ученый перестает быть человеком. Он также будет ошибаться. Более того, ведь ему приходится иметь дело с миром еще не освоенным челове­ческой практикой. Значит, вероятность ошибок будет еще большей.

В чем эти ошибки? Ученый может ошибиться в ходе самого про­цесса абстрагирования, т.е. ошибиться в определении всеобщих и необхо­димых свойств изучаемого объекта. Разные исследователи при изучении одних и тех же вещей могут посчитать наиболее существенными разные свойства. Поэтому когда ученый решает задачу построения теории, перед ним возникает проблема: как соотносится мир идеализированных объек­тов с нашим миром, который дан нам в чувственном опыте. Иначе гово­ря, встает вопрос о проверке истинности научных знаний, о том, что соот­ветствует в действительности сформулированным им теориям. Ведь мож­но создать очень стройную согласованную теорию, но не имеющую отно­шения к нашему реальному миру.

Доказательство истинности созданных абстракций состоит в уста­новлении возможности обнаружить их в опыте. Поэтому критерий провер­ки - эксперимент. Роль эксперимента важна еще и потому, что значение научного знания в культуре - это его применение в практике. Отсюда выте­кает второй вид научной деятельности. Ее принято назвать «эмпирическая» деятельность. Таким образом, мы увидели, что структура научного знания усложнилась. Мы выявили два элемента: теория и эмпирия. Какова связь между ними? По отношению к фактам или эмпирии, теория выступает их объяснением, т.е. указывает, почему имеет место именно такое, а не другое явление. Если продавец на рынке повышает цены, то ученый объясняет, почему он вынужден именно повышать цены, а не понижать. По отноше­нию к теории факты предназначены играть роль ее опровержения или до­казательства. Если ученый утверждает, что все тела состоят из частиц, то эксперимент проводится с целью доказать или опровергнуть это суждение. Отметим одну очень важную, даже принципиальную деталь. Фак­ты науки носят особый характер. Они не существуют сами по себе, т.е. не являются автономными. Как принято говорить, факты науки теоретически нагружены. Это значит, что научный факт всегда является следствием какой-нибудь теории и всегда является результатом проверки истин­ности какой-нибудь теории. В некотором смысле факт создается уче­ным. Никому в голову не придет резать лягушку, а если ученый режет, то целенаправленно, чтобы подтвердить свою идею.

Однако оказывается, что одних фактов недостаточно для доказатель­ства истинности научных теорий. Например, некоторые эксперименты мо­гут быть очень сложны и дорогостоящи для повторения. В социальных науках эксперименты вообще очень сложно провести, потому что само вме­шательство наблюдателя может изменить поведение наблюдаемого объекта. Там, где какой-либо процесс растягивается на длительное время, там трудно осуществить проверку фактами, чтобы установить, случаен ли он или закономерен. Например: как доказать истину закона что подъем эконо­мики начинается с подъема легкой промышленности. Нужно еще где-ни­будь создать кризис и понаблюдать с чего там начнется подъем экономики?

Для решения этих проблем вводится еще один элемент структуры науч­ного знания. Его принято назвать словом «парадигма» или наиболее общие принципы научного понимания мира. Парадигма, как правило, состоит из двух элементов. Это «картина мира», т.е. наиболее общие научные представления о мире, и общенаучные идеалы и нормы получения, систематизации и доказа­тельства знаний. Парадигма определяет, что ученый будет познавать, как он будет объяснять, что он будет признавать или нет. Ее можно уподобить сетке, которую рыбак забрасывает в воду: чем меньше ячейки, тем больше рыбы попадет. От особенностей сети будет зависеть, какую рыбу поймаем. Если в науке принято считать, что мир состоит из частиц, которые взаимодействуют друг с другом, это и есть «общенаучная картина мира». Отдельный ученый уже не доказывает это положение, а будет искать конкретные законы взаимодей­ствия частиц. Если в науке принято считать, что все гипотезы надо проверять экспериментом, то это «общенаучный идеал» познания, а отдельный ученый будет искать конкретные эксперименты для конкретных гипотез.

Тем самым если ученый затрудняется экспериментально прове­рить свои идеи, то он обладает другим способом обоснования их право­мерности. Он должен соотносить свои индивидуальные открытия с пара­дигмой, которая сложилась в науке в целом. Если правила и методы, кото­рыми он использовал, отличаются от правил и методов, принятых в науке, если идеи, которые он выдвигает, не совпадают с картиной мира, то это является для научного сообщества основанием считать открытия данного ученого сомнительными или не достоверными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: