ОЭЭ проводится в рамках законодательных требований. Одним из основных требований является выполнение ряда условий:
1. ОЭЭ проводится только общественными организациями, уставами которых предусмотрено направление деятельности по охране ОС, в том числе организация и проведение ЭЭ.
2. Общественная организация, проводящая ОЭЭ, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном законодательством.
3. ОЭЭ проводится в отношении тех же объектов, что и ГЭЭ, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
4. ОЭЭ проводится до проведения ГЭЭ или одновременно с ней. Но при этом заключение ОЭЭ должно быть представлено до окончания ГЭЭ.
5. ОЭЭ осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.
Таким образом, если общественная организация официально зарегистрирована и осуществляет, согласно своему уставу, деятельность по охране ОС, то она имеет право проводить ОЭЭ по своей инициативе или инициативе граждан и любых общественных объединений. В то же время, общественная организация должна располагать ресурсами для осуществления экспертизы: финансовыми и людскими.
|
|
Во-первых, в отличие от государственной экологической экспертизы, ОЭЭ не финансируется заказчиками документации, подлежащей обязательной ГЭЭ. Финансирование ОЭЭ может осуществляться только за счет собственных средств общественной организации, общественных экологических и других фондов, добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением органов местного самоуправления.
Во-вторых, для подготовки научно обоснованного заключения нужно привлечь квалифицированных специалистов в качестве экспертов. Кроме того, к экспертам, привлекаемым для проведения ОЭЭ, предъявляются те же требования, что и к экспертам ГЭЭ.
Для проведения ОЭЭ уполномоченная общественная организация подает в орган местного самоуправления заявление об ее проведении. В заявлении указываются следующие сведения:
– наименование и юридический адрес общественной организации (объединения), организующего ОЭЭ;
– характер предусмотренной уставом деятельности;
– сведения о составе экспертной комиссии;
– сведения об объекте ОЭЭ;
– сроки проведения ОЭЭ.
Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным. В государственной регистрации заявления может быть отказано, если:
|
|
1) ОЭЭ ранее дважды проводилась в отношении данного объекта ОЭЭ;
2) сведения об объекте ОЭЭ составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
3) порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;
4) уставом общественной организации не предусмотрена данная деятельность или деятельность в области охраны ОС;
5) в заявлении не указаны все сведения или выявлена недостоверность этих сведений.
В то же время должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от регистрации заявления о проведении ОЭЭ. После того, как ОЭЭ зарегистрирована, организующая ее общественная организация обязана известить население об ее начале. Одновременно целесообразно направить письмо в орган, который проводит ГЭЭ по данному объекту. В письме следует сообщить о начале ОЭЭ и попросить о включении ее наблюдателей в государственную экспертную комиссию.
Для проведения ЭЭ общественная организация должна получить документацию по объекту от заказчика документации, на что она имеет право в соответствии с законодательством. Для выяснения заказчика документации можно направить запрос в органы местного самоуправления, а также в органы ГЭЭ.
Определенные трудности общественные организации испытывают при получении документации у заказчика, так как он может под предлогом того, что документация по объекту содержит государственную либо коммерческую тайну, отказать общественной организации в предоставлении данной документации. Однако согласно ряду нормативных актов, сведения о состоянии ОС и загрязнениях не могут составлять ни государственной, ни коммерческой тайны
К сожалению, в силу нескольких причин добиться представления необходимой документации зачастую бывает довольно сложно. Во-первых, объектом экологической экспертизы являются не просто сведения, информация, а конкретные документы. Кроме сведений о состоянии ОС, в документе содержится множество других, и отнесение некоторых из них к государственной или коммерческой тайне является препятствием для предоставления всего документа.
Во-вторых, сведений, относящихся исключительно к ОС, может оказаться недостаточно для проведения полноценной ЭЭ. Например, чтобы оценить масштаб будущих выбросов, могут понадобиться сведения о мощности установки, которые сами по себе не являются сведениями ни о состоянии ОС, ни о ее загрязнениях.
Вопросы, связанные с государственной тайной, регулируются Законом «О государственной тайне» и «Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне». Этот Перечень содержит довольно подробный список соответствующих сведений, а также определяет, в компетенции каких ведомств находится отнесение тех или иных сведений к государственной тайне. Сведения, не включенные в Перечень, не могут быть отнесены к государственной тайне.
В тоже время вопросы, связанные с коммерческой тайной, регламентированы в настоящее время гораздо менее детально. Это порождает практику чрезвычайно широкого понимания коммерческой тайны и произвольного отнесения к ней различных сведений. Определение коммерческой тайны дается в Гражданском кодексе РФ: «информация составляет служебную и коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную и коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами».
|
|
Согласно постановлению Правительства «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», к ней, среди прочих сведений, не могут быть отнесены сведения о загрязнении окружающей среды, а также разного рода лицензии. Тем не менее, этих положений недостаточно для того, чтобы урегулировать отношения вокруг коммерческой тайны, порядок отнесения к ней сведений и т.п. До тех пор, пока не принят закон о коммерческой тайне, ситуация остается неопределенной, «недорегулированной». И здесь существует определенное противоречие между стремлением законодателя создать механизм общественного участия в ЭЭ и возможными обходными путями, которые Закон оставляет для заказчика при нынешнем положении с коммерческой тайной.
Возможны два пути разрешения этого противоречия в законодательном порядке (или сочетание обоих путей):
1. Более детальное регламентирование ситуации, путем принятия Закона о коммерческой тайне, и четкого определения круга документов, которые должны быть доступны общественности в процессе подготовки проекта и проведения ОЭЭ. В странах с развитым экологическим законодательством это противоречие решается путем обязательной подготовки заказчиком отдельного документа, доступного общественности – Заявления о воздействии на окружающую среду (ЗВОС), которое содержит обоснованную оценку воздействия на ОС, т.е. не только конечные результаты оценки, но и их научное обоснование, исходящее из параметров проекта, состояния ОС и т.п.
2. Закрепление права экспертов на доступ к документации под их персональную ответственность за сохранение конфиденциальности. Подобный подход был бы уместен и в случае, когда объект экспертизы содержит сведения, отнесенные к государственной тайне.
В нынешней же правовой ситуации можно дать следующие рекомендации на случай отказа в предоставлении документов со ссылкой на коммерческую тайну:
– занимать активную позицию — пытаться обратить существующую неопределенность в свою пользу. При получении отказа со ссылкой на коммерческую тайну следует направить письмо с просьбой сообщить, на основании какого нормативного акта информация отнесена к коммерческой тайне, кем принято такое решение и т.п.;
|
|
– поскольку коммерческую тайну составляет не документ, а содержащиеся в нем определенные сведения, в случае отказа следует просить предоставить те части (разделы, тома) документации, которые не содержат коммерческой тайны (то же касается и государственной тайны);
– пока неизвестны прецеденты, когда отнесение тех или иных сведений к коммерческой тайне оспаривалось в суде. Тем не менее, представляется весьма целесообразным, когда заказчик должен быть готов доказать в суде, что информация, которую он отказывается предоставить, «имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам».
Трудности, возникающие при получении документации в связи с тайнами, охраняемыми законом, являются достаточно серьезными. Поэтому необходимо очень тщательно отнестись к выбору объекта ОЭЭ. Важно запросить именно те документы, которые наиболее полно отражают возможные воздействия планируемой деятельности на ОС и одновременно не содержат государственной или коммерческой тайны. Вопрос о том, какие документы запрашивать, во многих случаях может стать ключевым. Единственная рекомендация, которую здесь можно дать – следует тщательно составлять запрос, при необходимости используя гибкие формулировки.
В любом случае ОЭЭ должна идти официальным путем. Заключение общественной экспертизы не может быть основано ни на слухах и общих соображениях, ни на документации, полученной неофициальным путем. Поэтому, если получена только часть запрошенных документов по объекту экспертизы, необходимо извлечь максимум возможного из тех документов, которые удалось получить официально.