Порядок и условия организации ОЭЭ

ОЭЭ проводится в рамках законодательных требований. Одним из основных требований является выполнение ряда условий:

1. ОЭЭ проводится только общественными организациями, уставами которых предусмотрено направление деятельности по охране ОС, в том числе организация и проведение ЭЭ.

2. Общественная организация, проводящая ОЭЭ, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном законодательством.

3. ОЭЭ проводится в отношении тех же объектов, что и ГЭЭ, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

4. ОЭЭ проводится до проведения ГЭЭ или одновременно с ней. Но при этом заключение ОЭЭ должно быть представлено до окончания ГЭЭ.

5. ОЭЭ осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

Таким образом, если общественная организация официально зарегистрирована и осуществляет, согласно своему уставу, деятельность по охране ОС, то она имеет право проводить ОЭЭ по своей инициативе или инициативе граждан и любых общественных объединений. В то же время, общественная организация должна располагать ресурсами для осуществления экспертизы: финансовыми и людскими.

Во-первых, в отличие от государственной экологической экспертизы, ОЭЭ не финансируется заказчиками документации, подлежащей обязательной ГЭЭ. Финансирование ОЭЭ может осуществляться только за счет собственных средств общественной организации, общественных экологических и других фондов, добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением органов местного самоуправления.

Во-вторых, для подготовки научно обоснованного заключения нужно привлечь квалифицированных специалистов в качестве экспертов. Кроме того, к экспертам, привлекаемым для проведения ОЭЭ, предъявляются те же требования, что и к экспертам ГЭЭ.

Для проведения ОЭЭ уполномоченная общественная организация подает в орган местного самоуправления заявление об ее проведении. В заявлении указываются следующие сведения:

– наименование и юридический адрес общественной организации (объединения), организующего ОЭЭ;

– характер предусмотренной уставом деятельности;

– сведения о составе экспертной комиссии;

– сведения об объекте ОЭЭ;

– сроки проведения ОЭЭ.

Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным. В государственной регистрации заявления может быть отказано, если:

1) ОЭЭ ранее дважды проводилась в отношении данного объекта ОЭЭ;

2) сведения об объекте ОЭЭ составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

3) порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;

4) уставом общественной организации не предусмотрена данная деятельность или деятельность в области охраны ОС;

5) в заявлении не указаны все сведения или выявлена недостоверность этих сведений.

В то же время должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от регистрации заявления о проведении ОЭЭ. После того, как ОЭЭ зарегистрирована, организующая ее общественная организация обязана известить население об ее начале. Одновременно целесообразно направить письмо в орган, который проводит ГЭЭ по данному объекту. В письме следует сообщить о начале ОЭЭ и попросить о включении ее наблюдателей в государственную экспертную комиссию.

Для проведения ЭЭ общественная организация должна получить документацию по объекту от заказчика документации, на что она имеет право в соответствии с законодательством. Для выяснения заказчика документации можно направить запрос в органы местного самоуправления, а также в органы ГЭЭ.

Определенные трудности общественные организации испытывают при получении документации у заказчика, так как он может под предлогом того, что документация по объекту содержит государственную либо коммерческую тайну, отказать общественной организации в предоставлении данной документации. Однако согласно ряду нормативных актов, сведения о состоянии ОС и загрязнениях не могут составлять ни государственной, ни коммерческой тайны

К сожалению, в силу нескольких причин добиться представления необходимой документации зачастую бывает довольно сложно. Во-первых, объектом экологической экспертизы являются не просто сведения, информация, а конкретные документы. Кроме сведений о состоянии ОС, в документе содержится множество других, и отнесение некоторых из них к государственной или коммерческой тайне является препятствием для предоставления всего документа.

Во-вторых, сведений, относящихся исключительно к ОС, может оказаться недостаточно для проведения полноценной ЭЭ. Например, чтобы оценить масштаб будущих выбросов, могут понадобиться сведения о мощности установки, которые сами по себе не являются сведениями ни о состоянии ОС, ни о ее загрязнениях.

Вопросы, связанные с государственной тайной, регулируются Законом «О государственной тайне» и «Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне». Этот Перечень содержит довольно подробный список соответствующих сведений, а также определяет, в компетенции каких ведомств находится отнесение тех или иных сведений к государственной тайне. Сведения, не включенные в Перечень, не могут быть отнесены к государственной тайне.

В тоже время вопросы, связанные с коммерческой тайной, регламентированы в настоящее время гораздо менее детально. Это порождает практику чрезвычайно широкого понимания коммерческой тайны и произвольного отнесения к ней различных сведений. Определение коммерческой тайны дается в Гражданском кодексе РФ: «информация составляет служебную и коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную и коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами».

Согласно постановлению Правительства «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», к ней, среди прочих сведений, не могут быть отнесены сведения о загрязнении окружающей среды, а также разного рода лицензии. Тем не менее, этих положений недостаточно для того, чтобы урегулировать отношения вокруг коммерческой тайны, порядок отнесения к ней сведений и т.п. До тех пор, пока не принят закон о коммерческой тайне, ситуация остается неопределенной, «недорегулированной». И здесь существует определенное противоречие между стремлением законодателя создать механизм общественного участия в ЭЭ и возможными обходными путями, которые Закон оставляет для заказчика при нынешнем положении с коммерческой тайной.

Возможны два пути разрешения этого противоречия в законодательном порядке (или сочетание обоих путей):

1. Более детальное регламентирование ситуации, путем принятия Закона о коммерческой тайне, и четкого определения круга документов, которые должны быть доступны общественности в процессе подготовки проекта и проведения ОЭЭ. В странах с развитым экологическим законодательством это противоречие решается путем обязательной подготовки заказчиком отдельного документа, доступного общественности – Заявления о воздействии на окружающую среду (ЗВОС), которое содержит обоснованную оценку воздействия на ОС, т.е. не только конечные результаты оценки, но и их научное обоснование, исходящее из параметров проекта, состояния ОС и т.п.

2. Закрепление права экспертов на доступ к документации под их персональную ответственность за сохранение конфиденциальности. Подобный подход был бы уместен и в случае, когда объект экспертизы содержит сведения, отнесенные к государственной тайне.

В нынешней же правовой ситуации можно дать следующие рекомендации на случай отказа в предоставлении документов со ссылкой на коммерческую тайну:

– занимать активную позицию — пытаться обратить существующую неопределенность в свою пользу. При получении отказа со ссылкой на коммерческую тайну следует направить письмо с просьбой сообщить, на основании какого нормативного акта информация отнесена к коммерческой тайне, кем принято такое решение и т.п.;

– поскольку коммерческую тайну составляет не документ, а содержащиеся в нем определенные сведения, в случае отказа следует просить предоставить те части (разделы, тома) документации, которые не содержат коммерческой тайны (то же касается и государственной тайны);

– пока неизвестны прецеденты, когда отнесение тех или иных сведений к коммерческой тайне оспаривалось в суде. Тем не менее, представляется весьма целесообразным, когда заказчик должен быть готов доказать в суде, что информация, которую он отказывается предоставить, «имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам».

Трудности, возникающие при получении документации в связи с тайнами, охраняемыми законом, являются достаточно серьезными. Поэтому необходимо очень тщательно отнестись к выбору объекта ОЭЭ. Важно запросить именно те документы, которые наиболее полно отражают возможные воздействия планируемой деятельности на ОС и одновременно не содержат государственной или коммерческой тайны. Вопрос о том, какие документы запрашивать, во многих случаях может стать ключевым. Единственная рекомендация, которую здесь можно дать – следует тщательно составлять запрос, при необходимости используя гибкие формулировки.

В любом случае ОЭЭ должна идти официальным путем. Заключение общественной экспертизы не может быть основано ни на слухах и общих соображениях, ни на документации, полученной неофициальным путем. Поэтому, если получена только часть запрошенных документов по объекту экспертизы, необходимо извлечь максимум возможного из тех документов, которые удалось получить официально.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: