В 1986 году М.С. Горбачевым была начата политика перестройки, которая за несколько лет своего существования была объектом всеобщего восхищения за необычайность и неожиданность выдвинутых лозунгов, а затем испытала жесткую критику за непоследовательность и противоречивость [ 22 ].
Основными принципами новой политики были:
- ускорение - придание динамизма развитию производительных сил путем сосредоточения инвестиционных ресурсов в машиностроительных отраслях;
- перестройка - изменение общественно- экономической организации постсоветской системы
- повышение роли человеческого фактора; реализация идей гласности и демократизации.
По мнению историков, в основе экономической политики Горбачева находили отражения как противоречия политического процесса, так и непоследовательность общей концепции трансформации системы:
1) воспроизводился традиционный партийный механизм решения хозяйственных задач (через организацию массовых компаний);
2) реформы вписывались в систему традиционных представлений относительно экономической сущности строя (использование законов социализма);
|
|
3) структурно - инвестиционная и макроэкономическая модель перестройки описывалась «законом опережающего роста производства средств производства».
4) ранняя децентрализация распределительных механизмов при одновременно резком усилении попыток государственного вмешательства в оценку «справедливости» распределения доходов;
5) принижение ведущей роли планового начала при использовании товарно-денежных отношений;
6) незыблемость вопроса собственности;
7) недооценка роли реальных экономических механизмов (свободных цен);
8) доминирование интересов текущего потребления по сравнению с интересами накопления и инвестирования, отсутствие реального собственника;
9)отсутствие реального механизма установления равновесия между спросом и предложением.
Первые годы перестройки получили название «розового» периода: нет конфликтов в стране, обществе, иллюзии относительно будущих возможностей, легкости проведения реформ, наличия всесильного правительства и т.п.
На пути развертывания реформ встали барьеры:
- провозглашение тезиса о необходимости обеспечения роста благосостояния, что препятствовало принятию жизненно необходимых мер, вело к непоследовательным действиям и, в конечном итоге, к тяжелым последствиям;
- болезненное восприятие руководством реформы цен в целях сбалансирования спроса и предложения;
- негативное отношение к замечаниям некоторых экономистов о неизбежности безработицы;
- неприятие приватизации.
Для комплексного реформирования советского общества требовались три компонента: структурные изменения, институциональные изменения, политические реформы. Однако вопрос о взаимосвязи и последовательности этих реформ продолжительное время оставался открытым.
|
|
Перераспределение хозяйственных прав в пользу менеджмента и трудовых коллективов стимулировало рост требований потребительского характера в ущерб инвестиционным. К 1988 г. политическая реформа, а именно, процессы демократизации, гласности и открытости, стала доминантной в системе реформ. Ослабление политического контроля привело потере управляемости в народном хозяйстве. Политическая работа стала иметь большую ценность, чем политическая стабильность. Политические проблемы доминировали над экономическими. В стране нарастал экономический кризис, что было отмечено в декабре 1988 г. на заседании политбюро ЦК КПСС. Н. Шмелев предложил основные направления экономической концепции - ясную программу, решение проблемы бюджетного дефицита, либерализацию экономики, формирование конкурентной среды, что неизбежно будет сопровождаться определенными сложностями. Политическое руководство страны отметало этим предложения.
Страна «вползла» в кризис, чему способствовала формирование общей конфликтной среды:
- отсутствие эффективной политики доходов, что привело к резкому дисбалансу сил на потребительском рынке;
- неспособность союзного правительства проводить эффективную экономическую политику;
- углубление поляризации общественных сил;
- рост забастовочного движения;
- ослабление территориально – политического единства СССР;
- противоборство между органами власти и СССР.
Союзное руководство предприняло ряд попыток переломить тенденцию нарастания кризиса, провести некоторые мероприятия стабилизационного характера (консервативно - стабилизационный курс): перегруппировка сил в высших эталонах власти, силовые акции с целью остановки распада СССР, прямое вмешательство органов МВД и КГБ в хозяйственную деятельность предприятий на территории СССР, сосредоточение в руках государства финансовых и материальных ресурсов, пересмотр розничных цен и др., но все попытки консервативной стабилизации не привели к ощутимому результату. Возникли такие явления как накачивание экономики деньгами, волна компенсаций роста цен, легализация процессов проедания производственных фондов предприятиями. Экономический кризис перешел на стадию распада хозяйственной системы.
I съездом народных депутатов правительству было поручено подготовить программу дальнейшего экономического развития. Работа была завершена в декабре 1989 г. Основными положениями данной программы были:
1. Многообразие форм общественной собственности.
2. Государственное регулирование экономики.
3. Превращение рынка в сочетании с государственным регулированием в главный инструмент координации деятельности участников общественного производства.
4. Развитая система социальных гарантий.
Результаты реализации программы были неблагоприятными. Программа была доработана. Академиком А.Г. Аганбегяном было рассмотрено и обобщено более 100 предложений. В результате сформировалось два направления перехода к рынку:
1) рыночный «экстремизм» (устранение вмешательства государства);
2) регулируемая рыночная экономика.
Над данной проблемой параллельно работала комиссия под руководством С. Шаталина, разработавшая программу «500 дней», которая и была одобрена. Целью данной программы была ликвидация плановой системы и создание условий для рыночного регулирования экономики путем стихийных цен, сформированных под воздействием спроса и предложения.
По мнению многих экономистов программа «500 дней» послужила теоретическим обоснованием практической ликвидации единого народнохозяйственного комплекса СССР. Развал плановой системы, определивший формирование рыночных структур – один из решающих факторов глубокого и продолжительного кризиса экономики России и стран СНГ.
|
|
Далее последовал ряд мероприятий, ускоривших рыночные преобразования в стране:
- распад СССР (1991 г.);
- разгосударствление собственности;
- формирование рыночной среды;
- образование новых форм управления на всех уровнях, коммерческих структур;
- либерализация цен (02.01.1992);
-реорганизация колхозов и совхозов (1992 г.)
Таким образом, в данный период первостепенное значение приобрело преобразование отношений собственности и образование новых форм управления. Но создание инфраструктуры для рыночного регулирования по ряду причин вызвало резкое ухудшение социально-экономического положения населения страны.
В 1994 г. был принят ряд указов об углублении рыночных преобразований в стране. Но все-таки уже к середине 1995 г. стало ясно, что автоматические рыночные регуляторы так и не удалось запустить.
Некоторые специалисты считают, что есть объективные причины неудачи проводимых реформ. Прежде всего, это отсутствие необходимой правовой и инстуциональной основы, адекватной инфраструктуры, изолирование государства от общества, разрушение механизмов обратной связи. Это создало оптимальные условия для скоростного внеэкономического передела собственности в пользу властвующей элиты. Изменения социально-политического строя России произошло без учета общественного мнения, было подорвано доверие народа к властвующей элите. Процесс демократии несовершенен, сведен к выборам.
Результаты первого десятилетия перестройки, по мнению историков показали, что большинство осуществленных преобразований не отвечают долгосрочным национальным интересам России и не способствуют ее социальной устойчивости, так как главным критерием оценки реформ выступает не уровень и качество жизни, не безопасность общества и государства, а темпы и масштабы внедрения принятых наверху, но и отвергаемой практикой моделей.
|
|
В этих условиях необходим осторожный, длительный подход к формированию российского менеджмента, учитывающего научные достижения, требования ориентации на решение социальных задач, необходимость развития гибкой, высокоэффективной экономики, особенности русского менталитета и др.
Краткие выводы
После Октябрьской революции в связи с передачей средств производства в государственную собственность возникла необходимость в создании новых подходов, принципов, методов и органов управления. Эту задачу определил в своих трудах В.И. Ленин, призывая использовать все полезное, что было накоплено за многие годы в западном менеджменте.
Появилось большое количество отечественных школ, занимающихся разработкой основ советского управления. Наиболее известными учеными переходного периода были А.К.Гастев (ЦИТ), Н.А. Витке, П.М. Керженцев, А.А. Нольде, Е.Ф. Розмирович (ИТУ) и многие другие В первые годы советской власти зародилось и быстро окрепло охватившее всю страну массовое движение за научную организацию труда и управления, в рамках которого делала первые шаги советская теория управления производством. Академическое учение переплеталось с практической работой, подготовкой кадров.
Несмотря на отрицательный опыт, советские методы хозяйствования на микроуровне и теоретически и практически предусматривали использование основных принципов менеджмента. Общественная собственность на средства производства требовала поиска новых форм и методов, составляющих единую систему управления.
Очень интересными с познавательной и практической точки зрения являются реформы управления, проведенные после гражданской войны (нэп), Н.С. Хрущевым (в области сельского хозяйства и управления на макроуровне), 1965 и 1979 гг., инициированные А.Н. Косыгиным.
Особенное значение для развития России имеют преобразования, начатые политикой перестройки и продолжающиеся по сей день, о достоинствах, недостатках, последствиях которых нам еще предстоит судить.
Тест 3
1. И.В. Сталин в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР»:
1) признал действие объективных экономических законов в условиях социализма;
2) признал необходимость использования закона стоимости при ценообразовании; в) признал необходимость существования колхозной собственности.
2. С какой отрасли экономики начались реформы Хрущева:
1) с промышленности;
2) с сельского хозяйства;
3) со строительства.
3. Какие мероприятия в области управления народным хозяйством были осуществлены Хрущевым:
1) расширение самостоятельности предприятий, введение нового ценообразования в области промышленности, сокращение управленческого аппарата, реорганизация МТС;
2) сокращение числа директивных показателей, сокращение отчетности, введение территориальной системы управления, расширение самостоятельности предприятий в области распоряжения прибылью;
3) сокращение и упрощение управленческого аппарата, расширение прав союзных республик в хозяйственном строительстве, переход к территориальной системе управления.
4. В чем, по мнению Сталина, заключалась причина невозможности продажи колхозам техники в собственность:
1) недостаточность ресурсов;
2) тяжелое финансовое положение;
3) расширение сферы действия товарного обращения.
5. Какое из мероприятий, проведенных в сельском хозяйстве по инициативе Н.С. Хрущева, способствовало резкому увеличению материальной заинтересованности тружеников села в результатах производства:
1) изменение социальной политики;
2) изменение ценовой политике;
3) изменение политики инвестирования и дотирования сельского хозяйства.
6. Какое основное направление совершенствования управления экономикой было реализовано Н.С. Хрущевым:
1) переход от отраслевой системы управления к территориальной;
2) переход от территориальной системы управления к отраслевой;
3) усиление централизации управления.
7. Каковы серьезные недостатки работы И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в России»:
1) обоснование необходимости обеспечения непрерывного роста общественного производства с преимущественным ростом производства средств производства в целях подготовки действительного перехода к коммунизму;
2) обоснование необходимости поднятия колхозной собственности до уровня общенародной;
3) обоснование необходимости использования закона стоимости в практике ценообразования;
4) предложение проведения реформы денежного обращения;
5) обоснование необходимости постепенного перехода от простых к более сложным формам кооперации селе.
8. Какой показатель предлагалось ввести в соответствии с реформой 1965 г.:
1) валовая продукция;
2) реализованная продукция;
3) чистая продукция.
9. Какие мероприятия в области совершенствования стимулирования работников предлагались в соответствии с реформой 1965 г.:
1) замена сдельной формы оплаты труда повременной;
2) централизованное повышение заработной платы;
3) предоставление предприятиям права самостоятельно выбирать формы и системы оплаты труда.
10. Каковы основные причины слабой реализации реформы 1965 г.:
1) преобладание административно-управленческих методов над экономическими;
2) экстенсивные направления развития экономики;
3) непоследовательность, незаконченность реформ.
11. Какие показатели предлагалось использовать в соответствии с реформой 1979 г.:
1) валовая продукция, товарная продукция;
2) реализованная продукция, чистая продукция;
3) чистая продукция, нормативно-чистая продукция.
12. Какие изменения в области планирования предлагались в соответствии с реформой 1979 г.:
1) разработка планов на основе результатов выполнения планов в предыдущих периодах;
2) ввести гибкую систему планирования, ориентированную на изменение внешней среды;
3) разработка планов на освоение экономических и инженерных расчетов.
Ответы
Тест 1:
1 – 1 | 2 – 2 | 3 – 3 | 4 – 4 | 5 – 2 | 6 –3 | 7 –1 |
8 – 1,4,5 | 9 – 3 | 10 – 3 | 11 –1 | 12 – 1 | 13 – 4 | 14 – 2 |
Тест 2:
1 – 1 | 2 – 2 | 3 – 1 | 4 – 4,6 | 5 – 2 | 6 –1 | 7 – 2 |
8 – 2 | 9 –2 | 10 – 2 | 11 - 2 | 12 – 1 | 13 –2 | 14 – 3 |
15 – 3 | 16 – 3 | 17 – 3 | 18 – 2 | 19 – 1,3 | 20 – 2 | 21 – 2,4 |
22 – 2 | 23 - 2,4 |
Тест 3:
1 – 1,2 | 2 – 2 | 3 – 2 | 4 – 2,3 | 5 – 2 | 6 – 2 |
7 – 1,2 | 8 – 2 | 9 – 3 | 10 – 3 | 11 – 2 | 12 - 3 |