Психика - продукт деятельности нервной системы, которая развивалась в процессе эволюции живых организмов. Рефлекторная дуга как механизм взаимодействия организма с окружающей средой: афферентная (прием информации) – модулирующая (обработка информации) – эффекторная (формирование управляющих сигналов) системы. Условный рефлекс как форма научения. Факторы, которые влияют на формирование и развитие психики: биологические (генотип) и социальные (среда).
Новообразование | Содержание новообразования | Стадии | Уровни | |||
раздражимость | способность реагировать на изменение в окружающей среде | Сенсорная | низший | |||
ß | ß | |||||
ощущение | способность выделять в окружающей среде изменения отдельных характеристик: свет, тепло, запах, звук и т.д. | высший | ||||
ß | ß | |||||
восприятие | способность объединять различные ощущения в целостный образ | Перцептивная | низший | |||
ß | ß | |||||
элементы мышления | способность принимать решения в ситуации выбора | высший | ||||
ß | ß | |||||
исследовательские формы поведения | способность к анализу, обобщению, созданию абстрактных форм, умозаключений и т.д. | наивысший | ||||
Рис. 3. Развитие психики по А.Н. Леонтьеву – К.Э. Фабри
|
|
Сознание как способность воспринимать себя отдельным объектом и контролировать свое поведение. Рефлексивная особенность сознания. Способность сознания к мысленному представлению и воображению действительности. Способность сознания к коммуникации. Взаимосвязь сознательного и бессознательного в психике человека.
Последовательность эволюционного развития познавательных процессов, очевидно, была именно той, в которой мы их рассматривали в нашем курсе. Таким образом, наивысшим познавательным процессом следует признать не мышление, как довольно часто можно услышать, а воображение - способность создания новых образов. Мышление как способ решения проблемы, поиск пути выполнения задания, достижения поставленной цели и т.п. присущ и многим животным, а воображение пока известно только у человека.
Таблица 5
Уровни управления организмом и поведением человека
(по Г.Д. Горбунову, 1973)
Блок | № | Уровень | Пример |
Бессознательная регуляция | Клеточный | заживание ран | |
Гуморальный | гормоны | ||
Вегетативный | ритм сердца | ||
Предсознательная регуляция | Нервно-соматический | условный рефлекс | |
Подсознательный | автоматизмы | ||
Сознательная регуляция | Сенсорно-перцептивный | цвет, звук | |
Мнемический | воспоминания | ||
Интеллектуальный | анализ ситуации |