Проблема соотношения государства - общества – личности как центральная проблема государственного управления

В центре всех государственно-правовых теорий находится вопрос об отношении государства - общества - личности. Центральное положение этого вопроса объясняется тем, что в зависимости от решения этого вопроса решается вопрос об управляемости и власти. От Платона и Аристотеля, как уже указывалось выше, идет традиция рассмотрения понятий государства и общества как тождественных и человека как “существа полисного” по природе своей, т.е. обретающего свою подлинную и полнокровную жизнь только в сообществе себе подобных, в гражданском политическом общении. Таким образом, в рамках традиции Платона и Аристотеля фактически рассматривалась дихотомия “государство - личность”, где государство играло гипертрофированную роль по отношению к личности.

С совершенно противоположными воззрениями на соотношение государства и личности мы встречаемся в период Ренессанса у теоретиков так называемого государственного договора и провозвестников либерализма. Тут личность всесильна, она одна реальна, только ее интересы действительны. Все существующие формы человеческого общежития являются результатом свободного соглашения равноправных индивидуумов, принявших эти формы единственно потому, что они посчитали это для себя более выгодным, более удобным или приятным, чем жизнь в одиночку. В XIX веке - веке глубоких потрясений и войн, подъема национально-освободительных движений - личность и государство все более стали осознаваться как две враждебные силы.

Французская революция поставила вопрос на совершенно другую почву, разрушив тождественность государства и общества, разделив их на различные, хотя и взаимодействующие, сущности. Философско-теоретическое обоснование дихотомии “государство - гражданское общество” дал Гегель. Возникновение понятия “общество” составляет эпоху в развитии человеческой мысли. Под влиянием этого понятия изучение человека и его способностей приняло совершенно иное направление. С тех пор нельзя было больше смотреть на него, как на существо, зависящее в своих поступках единственно от самого себя. Его духовная и нравственная жизнь, точно так же, как его физические особенности и свойства, стали с тех пор рассматриваться как продукт разнообразнейших условий того общества, в котором он родился и воспитывался, с которым он связан тысячью различных связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: