Практическое задание № 3. 3) Из Декрета СНК о восьмичасовом рабочем дне

1) Из Декрета о земле;

2) Из Декрета СНК о печати;

3) Из Декрета СНК о восьмичасовом рабочем дне;

4) Из Декларации прав народов России;

5) Из Декрета о рабочем контроле;

6) Из Декрета №1 СНК о суде;

7) Из Декрета СНК об учреждении ВСНХ;

8) Из протокола №21 СНК о создании ВЧК;

9) Декрет СНК о национализации банков;

10) Декрет СНК об организации РККА;

11) Постановление III Всероссийского съезда Советов об основных положениях Конституции РСФСР// Хрестоматия по истории России с древнейших времен... С. 411 – 413; 417- 427.

Вопросы к тексту:

Проанализируйте первые постановления Советской власти и сравните планы большевиков в отношении государственности в России, которые существовали у них до Октября 1917 г. и их реальную политику, которую они проводили в первые полгода нахождения у власти. Заполните таблицу. Графу «Планы большевиков…» заполняйте на основании «Апрельских тезисов» В.И. Ленина и текста: «Из программы РСДРП…»//Хрестоматия по истории России...С. 345-347.

Сделайте вывод: совпали ли планы большевиков с их реальной политикой, прокомментируйте его.

  Планы большевиков в отношении государственности до Октября 1917 г. Реальная политика большевиков в октябре 1917 г. - первой половине 1918 г.
Государственная власть    
Судебная система    
Политические и гражданские права    
Рабочий вопрос    
Национальный вопрос    
Аграрная программа    
Создание армии и полиции    
Экономическая программа    

Контрольные вопросы к теме:

  1. Каковы причины революции 1917 г.?
  2. Почему российская буржуазия не смогла удержать власть в ходе революции 1917 г.?
  3. Почему в Октябре 1917 г. власть смогли захватить большевики?
  4. Какова была их политическая программа до Октября 1917 г., как и почему она стала меняться после их прихода к власти?

Методические рекомендации:

Революция 1917 г. имела всемирное значение, она не только изменила развитие России, но и повлияла на мировое, вызвав подъем революционного и национально-освободительного движения, а также стимулировав социальное реформаторство правительств.

При подготовке к занятию попробуйте сравнить революционные процессы 1905-1907 гг. и 1917 г., выявите их разницу и сходство. Обратите внимание на поведение армии в ходе революции 1905 – 1907 гг. и в 1917 г. Определитесь с вопросом о том, сколько было революций в 1917 г.? В историографии существуют две точки зрения на эту проблему. Часть исследователей считает, что в России произошло две революции: буржуазно-демократическая и социалистическая. Другая же часть историков склоняется к тому, что события февраля 1917 г. начали длительный революционный процесс в России, который имел несколько этапов. На начальном этапе к власти пришла буржуазия, но не смогла удержать ее, власть захватила левая революционная партия большевиков, однако, для того, чтобы удержаться у власти ей понадобилось выиграть Гражданскую войну, ставшую заключительным этапом нашей революции.

Ваша задача заключается в том, чтобы выявить все основные причины революции 1917 г., проанализировать политику Временного правительства и понять, почему ему не удалось удержать власть, что в его действиях было ошибочным. Обратите особое внимание на образование и деятельность Советов в столице и в провинции. Проанализируйте действия революционных партий (эсеров и меньшевиков) в этот период, подумайте, остались ли они верны своим программам?

При изучении Февральских событий, первых мероприятий Временного правительства, “двоевластия” следует особое внимание уделить анализу взглядов и действий большевистской партии с марта по октябрь 1917 г. Это поможет понять, как из сравнительно немногочисленной и не слишком популярной партии она стала одной из самых влиятельных сил в России, как ей удалось захватить власть в Октябре 1917 г. Обратите внимание на то, как в этот период складывались их взаимоотношения с другими социалистами.

Приход к власти большевиков еще не означал конец революционного процесса в России, более того, они своими действиями способствовали началу Гражданской войны. Поэтому ваша задача заключается в том, чтобы проанализировать все первые мероприятия большевиков в социально-экономической, политической, внешнеполитической и национальной сферах и дать им оценку. Вы должны сравнить их реальную политику с их ранней моделью государственности, представленной ими в партийной программе (раздел 8), в «Апрельских тезисах» В.И. Ленина и сделать вывод - удалось ли большевикам реализовать свою модель государственности или им пришлось ее корректировать?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: