Железнодорожная транспортная система предупреждения и ликвидации ЧС является функциональной подсистемой РС.ЧС.
ЖТСЧС создана в соответствии с приказом МПС № 4-ц от 21.02.96 и предназначена для предупреждения ЧС на ж.-д. транспорте, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий ЧС и уменьшения ущерба как ж.-д. транспорту, так и экономике страны в целом.
ЖТСЧС включает в себя руководящие органы, а также силы и средства ликвидации последствий ЧС (схема структуры ЖТСЧС представлена на рис. 1.2).
Руководящими органами ЖТСЧС являются КЧС, создаваемые во всех звеньях ж.-д. транспорта. В ОАО РЖД (МПС) функционирует Центральная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - ЦКЧС; в управлениях железных дорог - дорожные комиссии - НКЧС; на отделениях железных дорог - НОДКЧС; на объектах ж.-д. транспорта -объектовые комиссии - ОКЧС. Последние создаются на важных объектах ж.-д. транспорта, имеющих соответствующую материально-техническую базу. Кроме перечисленных КЧС, создаются комиссии по ЧС в других структурных организациях, подчиненных ОАО РЖД (МПС) и управлениям железных дорог (корпорации, объединения, концерны, заводы и др.).
|
|
Перечисленные комиссии по чрезвычайным ситуациям являются координирующими органами управления. ЖТСЧС имеет также постоянно действующие органы и органы повседневного управления.
Функции постоянно действующих органов управления в ОАО РЖД (МПС), управлениях и отделениях железных дорог возложены на их ревизорский аппарат (ЦРБ, РБ, УРБ), а на объектах ж.-д. транспорта - на штабы ГО.
Органами повседневного управления являются пункты управления дорог, отделений и объектов ж.-д. транспорта; дежурный и диспетчерский аппарат департаментов перевозок и безопасности движения ОАО РЖД, служб перевозок и безопасности движения железных дорог; дежурные по отделениям и поездные диспетчеры; маневровые диспетчеры, дежурные по станциям и линейным предприятиям (депо, дистанциям и др.).
Силы и средства ЖТСЧС рассмотрены в третьей части учебного пособия.
В случае недостаточности собственных сил и средств, а также при невозможности устранения последствий ЧС, возникших на ж.-д. транспорте, силами только ЖТСЧС могут быть привлечены силы и средства РСЧС. Порядок привлечения этих сил и средств определен "Руководством по взаимодействию МЧС и МПС по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", действующим с 12 мая 1997 года.
Рис. 1.2. Структура железнодорожной транспортной системы предупреждения и ликвидации ЧС |
Основные задачи ЖТСЧС:
|
|
проведение единой отраслевой политики в области предупреждения и ликвидации ЧС на коммуникациях, транспортных средствах, предприятиях и организациях ж.-д. транспорта;
правовое регулирование в области защиты предприятий и организаций отрасли от ЧС, осуществление программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение безопасности движения, устойчивости функционирования на ж.-д. транспорте объектов производственного и социального назначения;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
создание и использование резервов, необходимых для обеспечения работ по безопасности движения и ликвидации последствий ЧС;
сбор, обработка, обмен и выдача информации о ЧС на ж.-д. транспорте;
организация обучения работников ж.-д. транспорта, повышения их квалификации в области предупреждения ЧС, оперативной ликвидации их последствий;
обеспечение безопасности перевозок опасных грузов и экологической безопасности;
осуществление международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС на ж.-д. транспорте;
организация взаимодействия с территориальными и функциональными подсистемами.