Философия Древней и средневековой Индии

В древнеиндийской философии выделяют три основных этапа:

- XV – VI вв. до н.э. – ведический период;

- VI – II вв. до н. э. – эпический период;

- II в. до н.э. – VII в. н.э. – эпоха сутр.

В основе философской традиции Индии лежат «Веды» (с санскр. – знание) – литературный памятник индийской культуры, принесенный ариями, завоевавшими Индостан в I тыс. до н.э. До наших дней дошло четыре веды: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа». «Веды» содержат священные писания, космогонические и космологические представления, описание ритуалов и гимны. Философские комментарии к Ведам – «Араньяки» (книги лесных отшельников) и «Упанишады» (размышления возле ног учителя) заложили онтологические представления индийской духовной традиции. В основе индийской онтологии лежат следующие понятия:

- Брахма – высшая объективная реальность, недоступная описанию;

- Брахман – объективная единая духовная основа бытия;

- Атман – индивидуальная душа, неизменная частичка Брахмана;

- Пракрити - материальное сознание;

- Пуруша - чистое сознание (первоэнергия, из которой возникли Вселенная и люди);

- Майя – иллюзия, сознание сновидения, согласно ему земной мир представляется истинным и единственным, заслоняя собой подлинный - духовный мир;

- Рита – закон космической эволюции, цикличности, порядка, взаимосвязи;

- Карма – единый нравственный закон воздаяния за деяния прошлой жизни;

- Дхарма – воплощение Кармы в нашем иллюзорном мире, система моральных правил и норм;

- Манас – индивидуально-ментальная оболочка Атмана, формирующаяся в процессе жизни человека, его жизненного опыта, погибает вместе с прекращением данной конкретной жизни, тогда как Атман бессмертен;

- Сансара – «колесо перерождений», запущенное Кармой, определяет новое рождение индивида согласно поступкам его прошлой жизни и склонностям;

- Мокша – «освобождение», высшее нравственное совершенство, достижение Атманом состояния слияния с Брахманом;

- Ахимса - единство всех форм жизни на, непричинение зла всему живому.

Согласно индийским онтологическим представлениям, бытие циклично, упорядочение и взаимосвязано. Бытие - выдох Брахмы (100 космических лет), небытие - вдох Брахмы (100 космических лет). Каждый цикл вновь начинается с появления жизни, более совершенной формы. Мир целостен. Любое событие влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции совершенствование духа через смену материальных форм.

Многие философские проблемы рассматривались также в поэмах Древней Индии – эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна». На основе ведических знаний формируется первое религиозно – этическое учение Индии – брахманизм. Данное учение обосновывало космологическое устройство мира и, вытекающее из него варно-кастовое деление общества. В VI – II вв. до н.э. возникают философские школы, развивающие ведическое учение - Йога, Веданта, Вайшешика, Ньяя, Миманса, Санкхья; и оппозиционные учения – Джайнизм, Буддизм, Чарвака-Локаята.

Джайнизм выступал против крайностей ритуализма и абстрактного догматизма, в центр своей доктрины поставил проблему бытия личности. Согласно данному учению, из взаимодействия живого (дживы) и неживого (адживы) формируются две формы бытия: совершенное и несовершенное. Человек должен стремиться к совершенному бытию, соблюдая нравственные требования и нормы.

Чарвака-Локаята отрицает Брахму, Брахмана и Атмана, Карму и Сансару, считая единственно существующим наш земной мир, земные удовольствия и страдания. Следовательно, необходимо стремиться к удовольствиям и избегать страданий.

Наиболее ярким и последовательным религиозно-философским учением, критикующим брахманистско-ведические воззрения, стал буддизм. Буддистскую философию основал Ситхартха Гаутама Шакьямуни - Будда (просветленный). Основные идеи буддизма – освобождение от страданий и попытка преодоления варно-кастового строя. Путем нравственного совершенствования человек, независимо от его варновой принадлежности, может преодолеть страдания земного мира и, освободившись от сансары, достигнуть нирваны (санскр.- угасание, засыпание) – великое освобождение и слияние с абсолютом. Главная идея буддизма - «средний путь» - жизнь между двумя крайностями: «путёмудовольствия» (развлечения, праздность, легко физическая и моральное разложение) и«путём аскетизма» (умерщвление плоти, лишение, страдание, физическое и моральноеизнеможение). Это – путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцание,самосовершенствование и т.д. Чтобы достигнуть нирваны, необходимо знать четыре благородные (арийские) истины и следовать восьмеричному пути спасения. Будда изложил четыре благородные истин

- земная жизнь полна страданий;

- они имеют причины - жажду наживы, славы, удовольствие жизни и т.д.;

- от страданий можно избавиться;

- существует путь избавления от страданий, путь нирваны.

Восьмеричный путь спасения: правильное видение; правильная мысль; правильная речь; правильное действие; правильный образ жизни; правильное влияние; правильное умение; правильное сосредоточение. Из него вытекают основные постулаты буддизма:

- не убий;

- не укради;

- будь целомудренным;

- не лги;

- не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н.э. – VII в н.э.) – кратких философских трактатов, рассматривающих какую-либо отдельную философскую проблему. В средние века господствующим философским учением был буддизм, в дальнейшем смененный индуизмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: