Философия позитивизма в России

Русский позитивизм был представлен Константином Дмитриевичем Кавелиным, Владимиром Викторовичем Лесевичем, Николаем Константиновичем Михайловским. Между ними были разногласия, особенно ярко проявившиеся в политической ориентации либерала Кавелина и буржуазного демократа Михайловского, помогавшего революционному подполью. Общим у позитивистов было то, что они отрицали значение философии как мировоззрения, сводя ее к голому эмпиризму, а в другом случае – к чистому гносеологизму, растворяли ее в естествознании. Русские позитивисты объявляли борьбу материализма и идеализма устаревшей, считая себя «выше» этой борьбы, противопоставляя ей психофизический параллелизм и «надпартийность» своей философии. Лесевич разделял субъективно-идеалистическое учение Маха об «элементах мира», о том, что предметы суть комплексы наших ощущений. Он ратовал за «чистый опыт» Авенариуса и «эмпирический феноменализм» в теории познания, отстаивая учение Авенариуса об «экономии мышления», «метод элиминации». Одновременно он отрицал объективное существование «вещей в себе», причинность и необходимость в природе. Михайловский, Лесевич и другие позитивисты проповедовали субъективный метод в социологии, идеалистическую теорию «героев и толпы». Михайловский выдвинул учение о «правде-истине» и «правде-справедливости». Первой руководствуются естествоиспытатели; второй – социологи, имеющие дело с обществом, с человеком и его духовным миром. В первом случае применим объективный метод, во втором – субъективный. Истина существует лишь «для человека»и есть удовлетворение его познавательных способностей. Михайловский рассуждает об «обществе вообще», о «прогрессе вообще», о «личности вообще». Суть проблемы прогресса он сводил к «неделимости целого», в целостности индивида как биологического существа, требуя при этом не смешивать «общий уровень развития общества» с «общим типом развития индивида». Мерилом прогресса для него является всестороннее развитие личности, «разнородность» личности. «Общий уровень развития общества» прогрессирует, чего нельзя сказать, по мнению мыслителя, об «общем типе индивида», который из универсала, каким он был на ранних этапах, превращается в узкого специалиста в современном буржуазном обществе, которое философ критикует. Он считает, что это общество уродует личность, исключает возможность гармоничного развития ее физических и интеллектуальных задатков. Развитие полноценной личности не должно приводить к ее отчуждению от общества. Личность развивается именно в кооперации с равными себе. Поэтому решением проблемы является социализм. Однако Михайловский изображает общество как простую сумму индивидов. Он априорно конструирует идеальное общество, игнорируя или недооценивая тенденции и закономерности общественного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: