Проектирование целей образовательного процесса как педагогической системы

Цель и целесообразный характер образовательного процесса как педагогической системы, по мнению В.П.Симонова, - его основное свойство, важный признак и характеристика. Всякая педагогическая система – это система деятельностная, а бесцельной деятельности не бывает.

Цель, по определению А.П.Аношкина, начальный компонент педагогической деятельности и педагогического проектирования – мысленное или образное представление конечного результата дидактического взаимодействия педагогов и обучающихся, обусловленного государственными образовательными стандартами, включающими федеральный и национально-региональный компоненты.

Цели образования, как считает Смирнов С.Д., выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. От выбора цели в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания.

Цель педагогической технологии, по мнению Кирикова З.З., фиксирует предполагаемый результат изменений, которые должны осуществиться в личности обучающихся, и указывает какие стороны личности и в какой степени необходимо развить и сформировать. Следовательно, в цели должна быть представлена развернутая характеристика предполагаемых изменений.

Цели обучения и воспитания должны быть диагностичны. В.П. Беспалько считает, что цель задана диагностично, если:

· определение и их признаки настолько точно описаны, что понятие всегда адекватно соотносится с его объективным проявле­нием (т.е. с тем, что оно обозначает);

· проявления и факторы, обозначаемые понятием, обладают категорией меры, т.е. их величина поддается прямому или косвен­ному измерению;

· результаты измерений могут быть соотнесены с определен­ной шкалой оценки. Следовательно, для диагностичной (Д) поста­новки любой цели требуется, чтобы она была точно описана (О), поддавалась измерению (Из) и чтобы существовала шкала ее оценки (Оц). Отсюда получается формула диагностичности:

Д = О +Из + Оц.

Невозможность выполнить хотя бы одну операцию из формулы диагностичности делает цель недиагностичной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: