Цель и целесообразный характер образовательного процесса как педагогической системы, по мнению В.П.Симонова, - его основное свойство, важный признак и характеристика. Всякая педагогическая система – это система деятельностная, а бесцельной деятельности не бывает.
Цель, по определению А.П.Аношкина, начальный компонент педагогической деятельности и педагогического проектирования – мысленное или образное представление конечного результата дидактического взаимодействия педагогов и обучающихся, обусловленного государственными образовательными стандартами, включающими федеральный и национально-региональный компоненты.
Цели образования, как считает Смирнов С.Д., выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. От выбора цели в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания.
Цель педагогической технологии, по мнению Кирикова З.З., фиксирует предполагаемый результат изменений, которые должны осуществиться в личности обучающихся, и указывает какие стороны личности и в какой степени необходимо развить и сформировать. Следовательно, в цели должна быть представлена развернутая характеристика предполагаемых изменений.
|
|
Цели обучения и воспитания должны быть диагностичны. В.П. Беспалько считает, что цель задана диагностично, если:
· определение и их признаки настолько точно описаны, что понятие всегда адекватно соотносится с его объективным проявлением (т.е. с тем, что оно обозначает);
· проявления и факторы, обозначаемые понятием, обладают категорией меры, т.е. их величина поддается прямому или косвенному измерению;
· результаты измерений могут быть соотнесены с определенной шкалой оценки. Следовательно, для диагностичной (Д) постановки любой цели требуется, чтобы она была точно описана (О), поддавалась измерению (Из) и чтобы существовала шкала ее оценки (Оц). Отсюда получается формула диагностичности:
Д = О +Из + Оц.
Невозможность выполнить хотя бы одну операцию из формулы диагностичности делает цель недиагностичной.