Подготовительный этап, который осуществляется на первом году обучения. Студенты учатся осознанию проблемы, умению выдвигать гипотезу, формировать задачи исследования, самостоятельно работать с научной литературой; углубляют навыки конспектирования, выступают с докладами на уроках, пишут рефераты по отдельным предметам.
1. Основной, или опытно-диагностический этап. Студенты 2-3 курсов получают знания в области методологии научного исследования, учатся моделированть познавательные и профессиональные задачи, анализировать полученные результаты; овладевают умениями проводить описание опыта, накапливают диагностические методики во время прохождения практики, на занятиях предметных кружков, секций студенческого научного общества. На четвертом курсе студенты пишут курсовые работы, демонстрируют относительно законченные результаты своей исследовательской деятельности, выступают на научно-практических конференциях.
2. Завершающий этап. Он предусматривает практическую реализацию задач самостоятельдного исследования, анализ полученных результатов, выводы, рекомендации. Студенты пятого курса представляют и защищают выпускные квалификационные работы, демонстрируют умения отстаивать актуальность научной проблемы, пути ее решения, аргументированность выводов, собственные исследовательские позиции.
|
|
Основные виды исследовательских работ студентов
Аннотация - краткая характеристика текста, книги, статьи, рукописи, раскрывающая содержание, где фиксируются основные проблемы, затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора.
Компоненты содержания: - основные проблемы, затронутые автором, его выводы и предложения; значимость текста.
Доклад - публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес.
Компоненты содержания:
· план работы;
· |систематизация полученных сведений; выводы и обобщения
Квалификационная работа - научно-исследовательская работа, расширяющая знания в области теории, практики, методологии отраслей науки; разработка конкретных путей разрешения мучаемой проблемы.
Компоненты содержания:
· оглавление;
· введение;
· основная часть;
· заключение;
· список литературы;
· приложения.
Курсовая работа - самостоятельное теоретическое или экспериментальное исследование отдельных частей учебного процесса, общих подходов к разрешению изучаемой проблемы: аналитический обзор источников с включением самостоятельных переводов научно-педагогической литературы.
Компоненты содержания:
|
|
· оглавление;
· введение;
· основная часть;
· заключение;
· список литературы;
· приложения,
Конспект - краткая запись содержания чего-нибудь, выделение главных идей и положений работы.
Компоненты содержания:
· в плановых конспектах - соответствие определенной части конспекта плану;
· в текстуальных конспектах - цитаты;
· в свободных конспектах - сочетание выписок, цитат, тезисов;
· в тематических конспектах - ответы на поставленные вопросы по нескольким источникам.
Отзыв - критическое суждение, мнение, содержащее оценку чего-либо.
Компоненты содержания:
· заключение о соответствии работы заявленной теме;
· оценка качества выполнения исследования;
· оценка полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости исследования;
· оценка работы.
План - компактно отражает последовательность изложения материала.
Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи или нескольких работ по общей тематике, а также доклад с таким изложением.
Компоненты содержания:
· план
· оглавление;
· введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения, актуальности, определение цели и задач реферата, краткая характеристика используемой литературы);
· основная часть (каждая проблема или части одной рассматриваются в отдельных разделах реферата и являются логическим продолжением друг друга);
· заключение;
· список литературы (ни менее 8-10 источников).
Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, о педагогической работе (статье). Это краткое объективное воспроизведение взглядов автора в статье и развернутое научно-обоснованное оценочное отношение к ведущим идеям рецензируемого источника.
Компоненты содержания (структура может быть различной):
изложение позиции автора по ключевым вопросам исследуемой проблемы, как в целом, так и к главным ее положениям изложение отношения рецензента к исследуемой проблеме; критическая оценка изложенных автором идей, выводов, доказательств; выводы рецензента.
Тезис - краткое изложение какого-нибудь положения, идеи, а также одной из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.
Следует отметить, что если УИРС является обязательной на младших курсах, то НИРС - дело добровольное. Студент-старшекурсник может по желанию вести исследовательскую работу под руководством одной из специальных кафедр.