Психолого-педагогические особенности ДО

Любая новая форма обучения, в том числе и дистанционная, требует создания психологической базы, без которой невозможно говорить о качестве учебного процесса. Можно выделить ряд психологических принципов, влияющих на качество дистанционного обучения.

1. Тщательное и детальное планирование деятельности, ее организация, четкая постановка целей и задач обучения.

Успех учебной деятельности в значительной степени определяется четкой постановкой цели каждого курса и его задач. (Занка Е. В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе. Харьков 1991 г.). Это необходимо для того, чтобы обучаемый ясно понимал предназначение предлагаемых курсов. Степень этого соответствия и определяет уровень мотивации познавательной деятельности, являющейся побудительным источником творческой активности обучающихся.

Следует сказать, что эффективность учебной деятельности во многом зависит от содержания учебного материала, поскольку оно детерминирует структуру и уровень познавательных интересов – общих либо специальных – в зависимости от этапа обучения. Для ее обеспечения необходимо активизировать прошлый опыт обучающихся и помочь им связать его с новым материалом, направлять обучающихся, ставя перед ними новые задачи.

Разработка таких учебно – методических материалов, которые опираются на психические закономерности восприятия, памяти, мышления, внимания, а также возрастные особенности обучающихся.

Эта необходимость обусловлена тем, что познавательные процессы оказывают непосредственное влияние на усвоение учебного материала. Можно выделить ряд независимых от личностных характеристик особенностей, которые следует учитывать при разработке учебно – методических материалов:

· Органы чувств человека ограничены в своей способности реагировать на информационные сигналы, вследствие чего могут улавливать лишь дозированное количество сообщений из окружающей среды, причем если сообщений оказывается много – мозг начинает испытывать информационную перегрузку.

· Человек воспринимает мир в зависимости оттого, что ожидает воспринять, но если его ожидания не оправдались, то он пытается найти этому какое-то объяснение, а потому его сознание наибольшее внимание уделяет новому и неожиданному.

· Существует “эффект психического пресыщения”, который заключается в том, что человек не способен без вариации выполнять однообразные задания в течение даже короткого времени, иногда незаметно для себя меняя решаемую задачу.

Учет этих особенностей способствует повышению уровня восприятия информации и усвоению учебного материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: