Тема 15. Амортизация нематериальных активов предприятия

Понятие, состав и структура нематериальных активов. Состав активов, отделимых от предприятия. Состав активов, неотделимых от предприятия и индивидуума. Понятие деловой репутации (гудвилла).

Способы начисления амортизации по нематериальным активам. Состав нематериальных активов, по которым амортизация не начисляется.

Определение срока полезного использования амортизируемых нематериальных активов. Особенности определения нормы амортизации по нематериальным объектам, по которым невозможно определить полезный срок использования. Минимальная продолжительность амортизационного периода нематериальных активов. Использование амортизации по нематериальным активам.

Нематериальные активы – это затраты предприятия на не имеющие материально-вещественные формы активы, используемые в течение длительных периодов и приносящие доход.

К нематериальны активам относятся права, возникающие:

1) из авторских и иных договоров на произведение искусства, науки, литературы, программы ЭВМ, базы данных и т.д.;

2) из патентов на изобретение, свидетельств на полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки или лицензионные договоры на их использование.

Организационные расходы – это долгосрочные затраты, связанные с созданием фирмы.

Гудвилл в деловом мире рассматривается как стоимость деловой репутации фирмы. Одни экономисты интерпретируют гудвилл как стоимость практически всех элементов нематериальных активов, другие определяют гудвилл как величину, на которую стоимость бизнеса превосходит рыночную стоимость его материальных активов и той части нематериальных активов, что отражена в бухгалтерской отчетности (учтена в балансе). В процессе оценки целесообразно использовать понятие «гудвилл» во втором значении.

Сторонники и первой, и второй точки зрения сходятся в том, что гудвилл:

· присутствует только при наличии избыточной прибыли,

· не может быть отделен от действующего предприятия, т. е. не может быть продан отдельно от него.

Гудвилл возникает, когда компания получает стабильные, высокие прибыли, ее доход на активы (или на собственный капитал) — выше среднего, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых активов. Гудвилл как экономическая величина принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия.

Деловая репутация фирмы возникает в результате купли-продажи действующих предприятий. Также предприятия покупаются и продаются по рыночной цене. Отклонение рыночной цены от стоимости активов и составляет величину деловой репутации фирмы или ее цену.

Нематериальные активы переносят свою стоимость на готовую продукцию или на издержки производства и обращение путем начисления амортизации.

Амортизация может начисляться линейным способом, способом списания стоимости пропорционально объему продукции, способом уменьшаемого остатка.

Срок полезного использования нематериальных активов определяется предприятием самостоятельно с учетом следующего:

1) срок полезного использования совпадает со сроком действия нематериальных активов, который устанавливается в соответствующем договоре;

2) срок использования нематериальных активов определяется на предприятии;

3) если срок полезного использования определить невозможно, то он устанавливается в 20 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: