Топика как система структурно-смысловых моделей

Топика (греч. topos – место) – представляет собой технику пространственной организации мышления и понимания, а также организованное на ее основе мыслительное пространство. Топику называют логикой мышления и логикой построения речи.

У древних греков и римлян так называлось учение о риторическом изложении какой-либо темы, в особенности систематическое соединение общих суждений (греч. τόποι, лат. loci communi), которые при диспутах, речах и т. п. должны были способствовать выбору целесообразных доводов. В грамматике топика – учение о месте, которое должны занимать отдельные слова в предложении и отдельные предложения в периоде.

Происхождение понятия восходит к античности. Древнейшее сочинение о топике принадлежит Аристотелю «Топика» – одна из книг его труда «Органон». Цицерон писал о топике в своих сочинениях «De inventione» и «Topica». Топика Аристотеля посвящена вопросам логической организации мышления в коммуникативных ситуациях: в устной беседе, философской дискуссии, при публичном изложении некоторой темы и т.п.

Топика является связующим звеном между мыслью и речью. Она дисциплинирует мысль, позволяет сделать процесс создания речи и предъявления её адресату сознательным. Топика обеспечивает не только линейное продвижение мысли, но и объёмность высказывания, его глубину, потому что отражает связи между объектами. Топика представляет собой ряд сложившихся в речевой практике обобщённых конструктов и может рассматриваться, с одной стороны, как система структурно-смысловых моделей сверхсинтаксического уровня, которые отвечают нормам логического построения речи в процессе естественного речевого общения; с другой стороны, – как система инвариантов высказывания, «вершинных» языковых категорий.

Многообразие всех определений топов в риторике и лингвистике можно свести к двум, принципиальным подходам: топы как «общие места» при построении речи; топы как «смысловые модели». Первая точка зрения считается общепринятой.

Топы (от греч. topos – место), или общие места (калька с греч. koinoi topoi и лат. loci communes), – смысловые модели, отражающие специфику мыслительной деятельности человека и необходимые для развития той или иной темы. «Местами» они были названы, вероятно, потому что в сознании ритора каждое подразделение темы в речевом произведении имело свое положение, т.е. место, позицию. Исходя из этого и модель, по которой можно было изобрести новую идею, новое «место» в речи, получила наименование «место» (топос, или топ, ср. совр. англ. topic – тема речи). «Общими» эти смысловые модели были названы на основании их обобщающей, «модельной» природы.

Таким образом, топы (топосы) понимаются как ментальные категории, выступающие стимулом для «размножения» идей, способствующие созданию смыслового каркаса речевого произведения. И соответственно топика как наука о совокупности «общих мест» и способах их применения отражает общие законы человеческого мышления. Топы как структурно-смысловые модели объективны и исчислимы; мнения, которые посредством их выражаются, субъективны и бесчисленны. Конкретные высказывания подлежат этической оценке, а структурно-смысловые модели, по которым они строятся, нет, так как обеспечивают «логику говорящих» в процессе общения, служат общей базой взаимопонимания.

Смысловая модель «определение». Данный риторический топ позволяет сформулировать тему речи.Точное и недвусмысленное определение предмета речи – непременное условие ясности и непротиворечивости суждений. Именно поэтому определение предмета речи всегда занимает в структуре разработки речи одно из первых мест и чаще всего следует сразу после вступления.

Предметом рассмотрения настоящего пособия является методология научного познания. Любое научное исследование базируется на методологии, определяющей последовательность привлечения различных форм знаний, и позволяющей осуществить основные принципы научных исследований: объективность, воспроизводимость, доказательность (верификацию) и точность полученных результатов.

Смысловая модель «имя» связана с обращением к внутренней форме слова, к происхождению (этимологии) того или иного слова (имени), использованному в данной речи, или рассмотрение значения слова, актуального в данном контексте с позиции формирования основных смыслов речевого произведения.

Так, понять, что такое «образование», поможет выяснение того, что такое «образ» – понятие, лежащее в основе слова «образование». Тогда образование предстанет перед нами как «выставление некоего образца», образа, по подобию которого формируется конечный продукт обучения; как некая идеальная модель знания, к которой направлены усилия учителя.

Дословный перевод с греческого термина «методология» (от греч. methodos - путь logos - слово, учение) – «учение о методах», однако в литературе под этим термином понимают как учение о научном методе познания, так и совокупность методов, применяемых в какой-либо области науки.

Смысловая модель «род-вид» позволяет рассуждать о предмете речи на основе его родовых (общих) и видовых (частных) характеристик. Этот способ развития заданной темы основан на универсальном законе мышления, отражающем дедуктивные (от общего к частному) и индуктивные (от частного к общему) отношения между понятиями. Таким образом, данная модель получает актуализацию путем подведения темы речи под общее (родовое) понятие, а затем посредством установления ее частных (видовых) особенностей.

В качестве общего родового понятия в данной работе рассматривается методология как способ изучения какой-либо реальности. По своему содержанию она многовариантна и многомерна и включает множество аспектов и составных частей, которые могут быть рассмотрены как видовые понятия. Примером смысловой модели род-вид может служить классификация методологии на основе ее разделения по принадлежности к той или иной области знаний, что позволяет выделить такие виды, как: философская методология, историческая методология, экономическая методология и т.д. Другой пример – это разделение методологии по трем уровням ее общности: всеобщая; общая; частная.

Смысловая модель «целое–часть» предлагает рассматривать предмет речи как совокупность составляющих его конкретных частей и элементов, которые можно описать по отдельности. Расчленение понятия в речи отражает такие механизмы мысли, как анализ и синтез. Разложение целого на части – сложная мыслительная операция, демонстрирующая умение говорящего отмечать «детали» окружающего мира. При этом выделение частей предмета речи подчиняется двум принципам: 1) функциональности и 2) дифференциации. Первый предполагает выделение только тех частей, которые обеспечивают предмету его функциональность. Второй принцип требует отмечать только те элементы, которые отличают объект от других сходных объектов.

На основе использования данной смысловой модели можно, например, проанализировать отраслевую структуру экономики. Разграничение отраслей происходит с учетом таких компонентов, как виды деятельности, сырья и материалов, используемых в производстве, ассортимент готовой продукции.

Примером применения смысловой модели целое-часть, может служить в рамках данного учебного пособия анализ методологии исследования как совокупности следующих структурных компонентов.

Смысловая модель «свойства» включает очень близкие друг другу смысловые модели: признаки предмета, его качества, функции, его характерные действия. Правильное применение топа «свойства» подразумевает умение выделять существенные и специфические, характерные признаки, функции, качества объекта, интересные для говорящего и для слушателей, и выражать собственное мнение, собственную оценку.

Смысловая модель «свойства» используется при характеристике научных методов, признаками которых являются их строгость, однозначность, эффективность, простота, эвристичность. Под строгостью в научном методе понимается его рациональность, доказательность, согласованность всех структурных элементов теоретического построения. Внутренняя непротиворечивость, соответствие друг другу по смыслу утверждений, присутствующих в теории характеризует однозначность научного метода. Эффективность научного метода определяется возможностью получить решение проблемы за конечное число шагов. Простота (экономичность) научного метода ‒ это достижение научного результата при минимальном количестве действий. Эвристичность метода этого его способность привносить новый результат (знание), которое может быть использовано или распространено в новые области данной науки или в других областях знаний.

Смысловая модель «сопоставление» является одной из ведущих моделей организации мышления и речи. Прежде всего, данный топ помогает показать исследуемый объект через сравнение его с другими – уже известными слушателю либо более очевидными и понятными. Одно познается через другое, если у них есть какие-либо общие основания. Установление общего у предметов и явлений, а также отличного и противоположного, позволяет структурировать окружающее, классифицировать бесконечное разнообразие вещей и таким образом сделать мир доступным познанию. Сопоставление может быть реализовано посредством 1) сравнения на основании поиска сходства, общих свойств и качеств, и 2) противопоставления на основании поиска различного. Аналогия в этом случае представляется в речи такими риторическими тропами, как сравнение и метафора, которые являются не только средствами создания выразительности речи, но и универсальными способами познания мира. Противопоставление используется для решения всех риторических задач: для описания, рассуждения и для доказательства.

Например, мы сравниваем два уровня научных исследований: теоретический и эмпирический, раскрывая их целевые установки. Теоретические исследования направлены на всестороннее изучение и познание объективной реальности с целью выявления общих для данной предметной области связей и обобщений, составляющих основу развития теории. Эмпирические исследования направлены на объект, на конкретное изучение процессов и явлений с целью фактов науки и их обобщений.

Противопоставление использовано при характеристике э вристики, как совокупности специальных методов решения задач. Эвристические методы обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. Использование эвристических методов (эвристик) сокращает время решения задачи по сравнению с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернатив; получаемые решения не являются, как правило, наилучшими, а относятся лишь к множеству допустимых решений.

Смысловая модель «причина следствие» представляет собой один из универсальных способов «размножения идей» и воплощения темы речи. Категория причинности существует в языке как одна из «вершинных» языковых категорий, которой мы пользуемся как в своей повседневной речевой практике, так и в научных исследованиях. Причинно-следственные отношения особенно важны в процессе аргументации, поскольку невозможно построить ни одно рассуждение с четкой и точной аргументацией без умения правильно определять причины, порождающие то или иное явление, и анализировать возможные последствия

Например, исходным моментом научного исследования является выявление проблемы. В общем случае под термином «проблема» понимается расхождение между желаемым и реальным состоянием объекта исследования. Именно желание устранить имеющееся рассогласование является побудительным мотивом, импульсом, т.е. причиной для начала исследования. Эта причина порождает целую цепь причинно-следственных связей, которые раскрываются в ходе построения плана исследования, определения того, каким путем необходимо идти для устранения проблемы. Одним из следствий является выбор подхода, позволяющего осуществить полное или частичное решение проблемы. Но этот выбор накладывает отпечаток на весь дальнейших ход исследований и принимаемых решений, т.е. является их причиной.

Смысловая модель «обстоятельства» позволяет развить тему, расширить содержание речи (выступления, разговора) за счет размышления о месте, времени, условиях, в которых может или мог находиться исследуемый объект. Реализация рассматриваемой смысловой модели предполагает ответ на вопросы: где, когда, как, каким образом? Смысловая модель «обстоятельства» используется при исследовании условий ведения бизнеса.

Организации находятся в неустойчивой и динамично изменяющейся среде, которая характеризуется появлением новых направлений деятельности, продуктов и услуг, нового оборудования, технологией, изменениями в схемах поставок. Стремление получить конкурентные преимущества в постоянно меняющихся условиях, заставляет организацию постоянно перестраивать свою деятельность. Условия ведения бизнеса предъявляют свои требования к бизнес структурам, создают стимулы для проведения изменений процессов деятельности организации.

Вывод из данного положения может быть сделан на основе использования топа «причина-действие»: по этой причине процесс изменения непрерывен и является одним из важнейших объектов управления в ходе реализации целей компании. Основное требование к управлению изменениями – обеспечение организационного и технологического соответствия деятельности организации динамичным условиям функционирования внутренней и внешней среды.

Смысловые модели «примеры» и «свидетельства опираются на принципы конкретности и близости. Примеры, должны соответствовать исследуемой проблеме, а также уровню восприятия и понимания аудитории.

Свидетельства, или «обращение к авторитетам», – риторический топ, сходный с общим местом «примеры», должен учитывать весомость признанного авторитета, авторы и источники, к которым обращается оратор должны быть авторитетными не только для выступающего, но и для аудитории, к которой будет обращена речь. Смысловые модели «свидетельства» и «примеры» используются, прежде всего, как аргументы в структуре доказательства. Однако нередко эти смысловые модели выполняют функцию риторических приемов, призванных активизировать интерес аудитории.

Каждая из моделей-топов стремится занять свое место, т.е. приурочена к определенной позиции в общей структуре речевого произведения. Так, «определение» помещается, как правило, в начале речи, «причины» предшествуют «следствиям», «примеры» следуют за тезисом, подтверждая его, «свидетельства» занимают «пограничные позиции», обеспечивающие переход от вступления к основной части речи или от основной части к заключению и т.д.

Таким образом, риторика и топика представляют собой основу для изложения научных результатов, дискуссий и научных докладов как видов различных знаний, полученных исследователем. Основные каноны риторики и структурно-смысловые модели топов используются и в написании научных публикаций и научных трудов, создавая структурный каркас научного труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: