Центральный банк Российской Федерации, его структура и функции

Ключевым звеном банковской системы любого развитого государс­тва в настоящее время является центральный банк. Он выступает про­водником официальной денежно-кредитной политики, составляющей ос­нову всего государственного регулирования экономики.

На ранней стадии развития капитализма не было четкого разгра­ничения между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала.

По мере развития кредитной системы происходил процесс центра­лизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках. В результате этого монопольное право эмиссии банкнот в стране зак­репилось за одним банком. Такой банк стал называться эмиссионным или национальным и, по сути, это уже был банк верхнего уровня кредитной системы. Позднее эмиссионные банки стали называться цент­ральными.

Термин «центральный банк» означает самый крупный банк, зани­мающий главенствующее положение в кредитной системе. Исторически существовало два пути образования центральных банков:

1. Изначально банки становились центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место, главным образом, в странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано. Первыми центральными банками были: Шведский Риксбанк (1668 г.), Банк Англии (1694 г.).

Сначала центральные банки имели статус акционерных, но в ХХ столетии начался процесс их национализации. Национализацию цент­ральных банков ускорили экономический кризис 1929/33 гг. и вторая мировая война. В 1938 г. был национализирован Банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1945 г. - Банк Франции, в 1946 г. - Банк Англии.

2. Другие банки с самого начала их деятельности были учрежде­ны государством как эмиссионные центры:

- Государственный банк Российской Империи (1860 г.), преобразованный из государственного Коммерческого банка;

- Федеральная резервная система США (1913 г.).

В современных условиях в большинстве стран центральные банки по своей сути являются государственными, даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству.

Характерная черта центральных банков - их независимость от исполнительной власти. Чаще всего центральный банк подотчетен не­посредственно парламенту или созданной парламентом специальной банковской комиссии.

Управляющий центральным банком не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового каби­нета.

Высшее руководство центрального банка может быть не ограниче­но в сроке пребывания в должности (Дания, Франция, Норвегия) или назначаться на длительный срок (семь лет - в Австралии, Канаде, восемь лет - в ФРГ). Это объясняется тем, что правительство озабочено, прежде всего, краткосрочными и среднесрочными целями, прибли­жением очередных выборов, а это может вступить в противоречие с долговременными интересами всего государства. Поэтому относительно самостоятельный центральный банк в такой ситуации должен высту­пать своеобразным противовесом.

Так, например, банковским законодательством ФРГ предусмотре­но, что центральный банк должен координировать свою политику с правительством, но не обязан выполнять его требования, если они идут вразрез с целями поддержания стабильного денежного обращения. Центральный банк не подчиняется ни канцлеру, ни министру федера­ции, а только закону в Бундесбанке.

В большинстве других стран центральный банк официально должен следовать всем указаниям правительства. При этом равноправные от­ношения между центральным банком и правительством обеспечиваются строгим контролем со стороны законодательных органов власти.

Определяющим моментом относительной независимости центрально­го банка является четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами центрального банка.

Во многих странах прямое кредитование правительства практи­чески отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания) или зако­нодательно ограничено (Германия, Франция). Так, например, в законе об Австрийском Национальном банке (1984 г.) сказано, что органы власти могут занимать средства у центрального банка только под стопроцентное обеспечение золотом и иностранной валютой.

Относительная независимость центрального банка от исполнитель­ной власти обусловлена его задачами. В любой стране они обычно заключаются в поддержании денежно-кредитной и валютной стабильнос­ти в целях обеспечения антиинфляционного роста экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: