Одним из эффективных средств при разрешении сложной педагогической ситуации является ее психологический анализ. В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в длительный конфликт, научиться владеть ситуацией и даже использовать ее в воспитательных целях.
Психологический анализ является основой для выработки самостоятельных решений и переключает внимание с негативных эмоций в адрес ученика на способы решения ситуации. Он позволяет избежать субъективизма в оценке поведения учеников в тех случаях, когда учитель подменяет объективное изучение личностных качеств ученика перечнем тех проступков, в которых он был замечен раньше (у «хорошего» ученика вспоминаются хорошие поступки и мало придается значения плохим, а «трудный» ученик остается виновным).
Предлагается два варианта психологического анализа конфликтной ситуации [12].
Первый вариант охватывает не только саму конфликтную ситуацию, но и контекст, в котором она возникла, и включает следующие основные моменты анализа ситуации:
|
|
1) описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т. д.);
2) что предшествовало возникновению ситуации;
3) какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;
4) ситуация глазами ученика и учителя;
5) личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику);
6) реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);
7) что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);
8) основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);
9) варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика; выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.
Второй вариант психологического анализа напряженной ситуации [12] предполагает, прежде всего, анализ актуального развертывания конфликта, в частности следующих компонентов ситуации:
10) описание ситуации и ее участников;
11) определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликт;
12) что помешало учителю сделать это (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность и др.);
13) какие приемы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал;
|
|
14) оценка тех приемов воздействия, которые учитель реально использовал;
15) какую информацию получил учитель о своих педагогических успехах и просчетах;
16) анализ учителем своего поведения в ситуации и допущенных ошибок;
17) варианты отношений с учеником после конфликта.
Приведем пример анализа часто встречающейся ситуации по поводу учебной работы подростка.
На уроке литературы в VII классе при проверке домашнего задания учительница трижды поднимала отвечать одного и того же ученика, но он молчал. В конце урока она объявила, что ставит ему «два». На следующем уроке учительница вновь начала опрос этого ученика и, когда он отказался отвечать, удалила его с урока. Следующие занятия по этому предмету ученик не посещал, всячески избегая встреч с учителем, но по другим предметам учился по-прежнему успешно. В конце четверти учитель поставил ему «двойку». Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу.
Анализ ситуации:
На первом уроке ученик молчал, поэтому учитель должен был после урока узнать причину этого и устранить назревающий конфликт. На следующем уроке молчание ученика означало проявление протеста. Ученик, испытав напор со стороны учителя, проявил подростковую принципиальность и самолюбие, но в дальнейшем не смог управлять своими поступками (подростковый негативизм). В своих действиях учительница допустила очень серьезные педагогические ошибки: не выяснила причину отказа отвечать, не увидела в ученике «человека». На следующий день учительница показала свое недоброжелательное отношение к ученику, усугубив тем самым конфликт, не учтя особенностей возраста и проявив субъективизм по отношению к ученику. Ученик расценил позицию учителя в отношении себя как несправедливую, и нормальные педагогические отношения были нарушены по вине учителя.
Конечно, следовало выяснить причину неподготовленности: ведь по другим предметам ученик хорошо учился. Его опрос на следующем же уроке был грубейшим нарушением взаимоотношений между учителем и учеником. Конфликт по вине учителя стал затяжным, эмоционально напряженным.
Каждая педагогическая ситуация имеет воспитательное воздействие на ее участников: ученик включается в ситуацию с одними установками, а выходит из нее с иной оценкой собственного поступка, изменяется оценка себя и у взрослых участников ситуации.
Приведем третий вариант психологического анализа конфликтной ситуации, включающий несколько этапов последовательного поведения, направленного на преодоление конфликта в целом [7]. Данная схема является универсальной, применима для анализа межличностных конфликтов любых типов и представляет собой ряд эффективных для осмысления конфликта вопросов, искренние ответы на которые позволят снять напряженность в отношениях и найти точки взаимодействия.
1. Определение основной проблемы. Исчерпывающее определение характера проблемы, приведшей к конфликту, помогает каждому противнику оценить свое поведение и действия другого, правильнее понять ситуацию, в которой оба оказались. Очень важно осознать точки соприкосновения конфликтующих сторон и различия между ними, в большинстве случаев различия по-настоящему не осознаются, а сходства оказываются неизвестными:
— Как я понимаю проблему? Какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта?
— Как мой партнер видит проблему? Какие, по его мнению, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта?
— Соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации?
— Как можно наиболее лаконично и полно определить нашу общую проблему?
— В каких вопросах мы с партнером расходимся?
|
|
— В каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?
2. Определение причины конфликта. Даже если мы точно знаем, что нам нравится и что не нравится в нашем поведении, все равно существует большая вероятность, что конфликт, подобный нынешнему, повторится и в будущем. Поэтому важно понять причины возникновения конфликта. Знание этих причин позволит ограничить число конфликтных столкновений по данному поводу или вообще избежать их:
— нужно как можно полнее и правдивее уяснить для себя, что в действиях противника кажется мне неприемлемым;
— нужно понять, какие мои действия в конфликтной ситуации неприемлемы для партнера;
— необходимо определить, что именно стало причиной возникновения конфликта.
3. Поиск возможных путей разрешения конфликта:
— Что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт?
— Что мог бы сделать для этого мой партнер?
— Каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?
4. Совместное решение о выходе из конфликта. Принимая это решение, необходимо учитывать возможные последствия каждого из способов разрешения конфликта и осознавать, что только совместные усилия партнеров могут привести к желаемому результату:
— Каковы вероятные следствия каждого из возможных путей разрешения конфликта?
— Что нужно сделать для достижения намеченных целей?
— Какой из способов разрешения конфликта вызывает у нас чувство удовлетворения своей конструктивностью?
5. Реализация намеченного совместно способа разрешения конфликта.
6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта. Если проблему не удалось разрешить, нужно повторить все предыдущие действия, стараясь при этом осознавать переживания, возникающие как в случае успешного разрешения проблемы, так и в случае, если вновь не удалось достичь желаемых результатов.
В психологический анализ напряженной ситуации нужно также включить осознание собственной базовой позиции [6]. Проанализируйте, как вы настроены по отношению к партнеру? У вашего настроя могут быть два полюса:
|
|
1. «Отношение к другому как к ценности». Вы признаете самоценность партнера, право быть таким, какой он есть, иметь собственную позицию. Вы настроены на сотрудничество, равноправные партнерские отношения, совместные решения. Вы стремитесь понять другого, вступить с ним в диалог.
2. «Отношение к другому как к средству». Вы относитесь к другому как к средству достижения своих целей, которое можно использовать или убрать с дороги как помеху. Вы хотите управлять другим, добиваться своего, получить преимущество. Отсутствует желание понимать другого, посмотреть на ситуацию его глазами.
Осознайте, что пока вы будете стоять на второй позиции, напряженная ситуация вряд ли изменится в вашу пользу.
В психологии описано такое явление, как проекция. Часто нам неприятен человек, потому что он похож на нас.
Помните, что идеальных людей нет. Вы сами не идеальны и какие-то ваши качества также могут раздражать других. Учитесь терпимости. Это качество вам пригодится при общении с «трудными» (конфликтными) людьми.
- Рекомендации по предупреждению конфликтных