1. Вот стол, за которым сидят разные люди: мама, папа, справа брат с сестрой, слева знакомый им дядя, ближе к нам – мальчик. Покажи или обозначь крестиком, где сидишь ты.
2. За столом слева сидит мама, справа – папа. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты.
3. Как ты думаешь, людям нравится, когда им дарят подарки? Решено подарить подарок одному человеку. Кому бы ты хотел, чтобы его подарили? А может быть, тебе все равно?
4. Ты имеешь возможность отправиться в интересную поездку, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно – для тебя, а второе – для другого человека. Кого бы ты взял с собой?
5. Тебе и некоторым другим подарили подарки. Кто-то один получил подарок лучше других. Как ты думаешь, кто это? А может быть, тебе все равно?
6. Вы с ребятами из группы (класса) идете на прогулку. Покажи, где среди них находишься ты.
7. С кем ты любишь играть? С ребятами из твоей группы? Младше тебя? С ребятами старше тебя? (Необходимо выбрать один из возможных вариантов)
8. Это игровая площадка. Расскажи, что на ней происходит. Покажи, где находишься ты.
|
|
9. Вот ребята из твоей группы (класса). Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Расскажи, что здесь происходит. Покажи, где ты находишься.
10. Это ребята из твоей группы (класса), они ссорятся из-за какой-то игры. Покажи, где ты находишься.
11. Кто-то из твоей группы толкнул тебя. Ты упал. Что ты будешь делать?
I вариант (переменная №6: конфликтность, агрессивность). Ударишь его? Начнешь на него кричать? Вы поссоритесь
II вариант (переменная №7: реакция на фрустрацию). Будешь плакать? Пожалуешься учителю?
III вариант Не скажешь ничего? (Отметка в регистрационном листе не ставится).
12. Ребята стоят вокруг стола. Учитель что-то объясняет. Покажи, где ты находишься.
Примечание: при ответе ребенка, в котором он видит себя максимально приближенно к учителю, отметки делаются сразу по двум переменным: отношение к учителю и любознательность.
13. Вы с ребятами на прогулке. Учитель вам что-то объясняет. Покажи, где ты находишься.
14. Во время прогулки вы расположились на траве. Где будешь ты?
Примечание: два варианта оценки.
- Отношение к учителю. Если ребенок выбирает место рядом с ним, то ставится отметка по переменной №2.
- Стремление к уединению (переменная №8). По ней ставится отметка, если ребенок выберет себе место в стороне от остальных детей.
При всех остальных вариантах ответа отметка в регистрационном листе не ставится.
15. Дети смотрят интересный спектакль. Все ведут себя по-разному. Покажи, где ты находишься. (Оценивается переменная №3 – любознательность)
16. Учитель что-то показывает на таблице. Покажи, где ты находишься.
|
|
Примечание: оцениваются две переменные. №2 – отношение к учителю; №3 – любознательность
17. Один из ребят твоей группы (класса) смеется над тобой. Что ты будешь делать?
Примечание: три варианта ответов.
I вариант (переменная №6 – конфликтность, агрессивность) будешь обзывать его? Попробуешь ударить?
II вариант (переменная №7 – реакция на фрустрацию). Будешь плакать?
III вариант. Пожмешь плечами? Или сам начнешь смеяться над ним? (Отметка в регистрационном листе не ставится)
18. Один из ребят смеется над твоим другом. Что ты будешь делать? Три варианта ответов. (см. предыдущее задание).
19. Кто-то из ребят в группе (классе) взял твои фломастеры (игрушку) без твоего разрешения. Что ты будешь делать?
Примечание: три варианта ответов.
I вариант (переменная №6 – конфликтность, агрессивность) будешь обзывать его? Попытаешься отобрать? Начнешь его бить?
II вариант (переменная №7 – реакция на фрустрацию). Будешь плакать? Жаловаться? Кричать?
III вариант. Адекватная реакция на происходящее. (Отметка в регистрационном листе не ставится)
20. Есть игры, в которых необходимо соревноваться (лото, шашки). Представь, что ты начал играть с кем-то в такую игру и два раза подряд проиграл. Вряд ли тебе это понравится. Что ты будешь делать в таком случае?
Примечание: два варианта ответов.
I вариант (переменная №7 – реакция на фрустрацию) Будешь плакать? Начнешь злиться?
II вариант А может ничего не скажешь и будешь продолжать играть? (Отметка в регистрационном листе не ставится)
Показатели и соответствующие им задания Таблица
№ | Название показателя | № задания | Общее кол-во заданий |
Отношение к матери и отцу, воспринимающимся ребенком как родители | 1,2,3,4,5 | ||
Отношение к воспитателю, учителю | 3,5, 12 – 15 | ||
Любознательность | 6,7, 12 – 16 | ||
Стремление к общению в больших группах детей | 6,8,10 | ||
Стремление к лидерству в группах детей | 6 – 10 | ||
Конфликтность, агрессивность | 8 – 11,17 – 19 | ||
Реакция на фрустрацию | 11, 17 – 20 | ||
Стремление к уединению, отгороженность | 3,5,7,8,10,13,14 |
В таблице () представлены номера шкал, которые соответствуют ответам на то или иное задание.
Соотнеся полученный ответ с той или иной переменной, экспериментатор вписывает номер выполненного задания в клеточку соответствующей шкалы.
Номера заданий и соответствующие им шкалы Таблица
№ задания | № соответствующих шкал | № задания | № соответствующих шкал |
6, 7 | |||
1, 2, 8 | 2, 3, 8 | ||
1, 8 | 2, 3, 8 | ||
1, 2, 8 | |||
3, 4, 5 | 2, 3 | ||
3, 5, 8 | 6, 7 | ||
4, 5, 6, 8 | 6, 7 | ||
4, 5, 6 | 6, 7 | ||
4, 5, 6, 8 |
В итоге заполнения регистрационного листа экспериментатор получает профиль особенностей системы отношений ребенка и связанных с нею некоторых личностных и поведенческих характеристик испытуемого. Ниже представлен образец заполнения регистрационного листа.
Образец регистрационного листа к методике исследования межличностных отношений ребенка
СДЕЛАТЬ СКАНЕР!!!!!!!!!