Стимульный материал к методике Рене Жиля

1. Вот стол, за которым сидят разные люди: мама, папа, справа брат с сестрой, слева знакомый им дядя, ближе к нам – мальчик. Покажи или обозначь крестиком, где сидишь ты.

2. За столом слева сидит мама, справа – папа. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты.

3. Как ты думаешь, людям нравится, когда им дарят подарки? Решено подарить подарок одному человеку. Кому бы ты хотел, чтобы его подарили? А может быть, тебе все равно?

4. Ты имеешь возможность отправиться в интересную поездку, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно – для тебя, а второе – для другого человека. Кого бы ты взял с собой?

5. Тебе и некоторым другим подарили подарки. Кто-то один получил подарок лучше других. Как ты думаешь, кто это? А может быть, тебе все равно?

6. Вы с ребятами из группы (класса) идете на прогулку. Покажи, где среди них находишься ты.

7. С кем ты любишь играть? С ребятами из твоей группы? Младше тебя? С ребятами старше тебя? (Необходимо выбрать один из возможных вариантов)

8. Это игровая площадка. Расскажи, что на ней происходит. Покажи, где находишься ты.

9. Вот ребята из твоей группы (класса). Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Расскажи, что здесь происходит. Покажи, где ты находишься.

10. Это ребята из твоей группы (класса), они ссорятся из-за какой-то игры. Покажи, где ты находишься.

11. Кто-то из твоей группы толкнул тебя. Ты упал. Что ты будешь делать?

I вариант (переменная №6: конфликтность, агрессивность). Ударишь его? Начнешь на него кричать? Вы поссоритесь

II вариант (переменная №7: реакция на фрустрацию). Будешь плакать? Пожалуешься учителю?

III вариант Не скажешь ничего? (Отметка в регистрационном листе не ставится).

12. Ребята стоят вокруг стола. Учитель что-то объясняет. Покажи, где ты находишься.

Примечание: при ответе ребенка, в котором он видит себя максимально приближенно к учителю, отметки делаются сразу по двум переменным: отношение к учителю и любознательность.

13. Вы с ребятами на прогулке. Учитель вам что-то объясняет. Покажи, где ты находишься.

14. Во время прогулки вы расположились на траве. Где будешь ты?

Примечание: два варианта оценки.

  1. Отношение к учителю. Если ребенок выбирает место рядом с ним, то ставится отметка по переменной №2.
  2. Стремление к уединению (переменная №8). По ней ставится отметка, если ребенок выберет себе место в стороне от остальных детей.

При всех остальных вариантах ответа отметка в регистрационном листе не ставится.

15. Дети смотрят интересный спектакль. Все ведут себя по-разному. Покажи, где ты находишься. (Оценивается переменная №3 – любознательность)

16. Учитель что-то показывает на таблице. Покажи, где ты находишься.

Примечание: оцениваются две переменные. №2 – отношение к учителю; №3 – любознательность

17. Один из ребят твоей группы (класса) смеется над тобой. Что ты будешь делать?

Примечание: три варианта ответов.

I вариант (переменная №6 – конфликтность, агрессивность) будешь обзывать его? Попробуешь ударить?

II вариант (переменная №7 – реакция на фрустрацию). Будешь плакать?

III вариант. Пожмешь плечами? Или сам начнешь смеяться над ним? (Отметка в регистрационном листе не ставится)

18. Один из ребят смеется над твоим другом. Что ты будешь делать? Три варианта ответов. (см. предыдущее задание).

19. Кто-то из ребят в группе (классе) взял твои фломастеры (игрушку) без твоего разрешения. Что ты будешь делать?

Примечание: три варианта ответов.

I вариант (переменная №6 – конфликтность, агрессивность) будешь обзывать его? Попытаешься отобрать? Начнешь его бить?

II вариант (переменная №7 – реакция на фрустрацию). Будешь плакать? Жаловаться? Кричать?

III вариант. Адекватная реакция на происходящее. (Отметка в регистрационном листе не ставится)

20. Есть игры, в которых необходимо соревноваться (лото, шашки). Представь, что ты начал играть с кем-то в такую игру и два раза подряд проиграл. Вряд ли тебе это понравится. Что ты будешь делать в таком случае?

Примечание: два варианта ответов.

I вариант (переменная №7 – реакция на фрустрацию) Будешь плакать? Начнешь злиться?

II вариант А может ничего не скажешь и будешь продолжать играть? (Отметка в регистрационном листе не ставится)

Показатели и соответствующие им задания Таблица

Название показателя № задания Общее кол-во заданий
  Отношение к матери и отцу, воспринимающимся ребенком как родители 1,2,3,4,5  
  Отношение к воспитателю, учителю 3,5, 12 – 15  
  Любознательность 6,7, 12 – 16  
  Стремление к общению в больших группах детей 6,8,10  
  Стремление к лидерству в группах детей 6 – 10  
  Конфликтность, агрессивность 8 – 11,17 – 19  
  Реакция на фрустрацию 11, 17 – 20  
  Стремление к уединению, отгороженность 3,5,7,8,10,13,14  

В таблице () представлены номера шкал, которые соответствуют ответам на то или иное задание.

Соотнеся полученный ответ с той или иной переменной, экспериментатор вписывает номер выполненного задания в клеточку соответствующей шкалы.

Номера заданий и соответствующие им шкалы Таблица

№ задания № соответствующих шкал № задания № соответствующих шкал
      6, 7
       
  1, 2, 8   2, 3, 8
  1, 8   2, 3, 8
  1, 2, 8    
  3, 4, 5   2, 3
  3, 5, 8   6, 7
  4, 5, 6, 8   6, 7
  4, 5, 6   6, 7
  4, 5, 6, 8    

В итоге заполнения регистрационного листа экспериментатор получает профиль особенностей системы отношений ребенка и связанных с нею некоторых личностных и поведенческих характеристик испытуемого. Ниже представлен образец заполнения регистрационного листа.

Образец регистрационного листа к методике исследования межличностных отношений ребенка

СДЕЛАТЬ СКАНЕР!!!!!!!!!



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: