конспект-план конспект-схема текстуальный конспект
Подготовка конспекта включает следующие этапы:
1) выделение смысловых частей первоисточника (с этой целью вся информация, относящаяся к одной теме, собирается в один блок);
2) формулирование тем каждой смысловой части с помощью ключевых слов и фраз;
3) выделение в каждой части главной и дополнительной по отношению к теме информации и ее фиксирование. Основной материал фиксируется в конспекте в виде тезисов, выписок и т.д., а дополнительная информация приводится при необходимости;
– тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. В тезисах кратко и логично дается развитие темы. Каждый тезис освещает особую микротему и составляет обычно отдельный абзац. Логика изложения в тезисах должна быть по возможности обозначена формально (например, при помощи вводных слов во-первых..., во-вторых...) и/или графически (при помощи нумерации каждого тезиса);
|
|
– рецензия – письменный разбор, оценка научного исследования, а также выводы о его значимости;
– отзыв – общая характеристика научной работы без подробного анализа. Отзыв, как правило, содержит практические рекомендации;
– реферат – композиционно организованное, адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Основными жанровыми чертами рефератаявляются следующие:
– его содержание полностью зависит от содержания первичного текста;
– основная смысловая информация передается в реферате без искажений и субъективных оценок;
– реферату присуща высокая степень информативности при ограниченном объеме;
– он характеризуется постоянством структуры;
– в реферате широко используется цитирование, т.е. перенесение в текст реферата формулировок исходного текста.
Существует несколько разновидностей рефератов, каждая из которых обладает своими особенностями:
1. В зависимости от количества реферируемых источников различают монографические (написанные на основании одного исходного текста) и обзорные (написанные вследствие анализа информации нескольких исходных текстов) рефераты.
2. По виду представленной в них информации, степени ее свертываемости и способу ее изложения рефераты делятся на информативные, которые кратко излагают исходные данные и приводят основные выводы, заменяя в какой-то степени первоисточник, и индикативные, в которых указываются основные аспекты исходного текста, дается представление о предмете исследования, методах и целях работы.
В вузе студенты наиболее часто пишут информативные рефераты монографического или обзорного характера.
|
|
Оценивается реферат в зависимости от того, а) насколько правильно подобрана и насколько глубоко проанализирована литература по данной проблеме; б) насколько грамотно во всех отношениях изложен материал первоисточника; в) насколько точно сделаны выводы и насколько они вытекают из самого содержания реферата; г) насколько правильно оформлен текст реферата: титульный лист с указанием учебного заведения, темы реферата, его автора (не только фамилия и имя, отчество, но и факультет, курс, группа), с указанием научного руководителя (если он есть), года, когда работа выполнена.
Рекомендации по написанию вторичных текстов, по В.Н. Мещерякову и Е.А. Охомуш:
1. В каждом абзаце необходимо выделить тематическое или центральное предложение. Исключив из абзацев в целом все блоки обеспечения (примеры, детализацию, пояснения, авторские отступления, ссылки, цитаты), получаем тезисы текста.
2. Перечислив тезисы текста и обеспечив их минимум примеров, получаем конспект текста.
3. Определив область знания, к которой относится текст, сформулировав тему текста, цель автора, выявив структуру текста и содержание каждого из фрагментов текста, относительно самостоятельных в смысловом отношении, прояснив ход мысли автора, получаем реферат.
4. Выделив в тезисах опорные слова и словосочетания, получаем план текста.
5. Характеризуя содержание текста пунктами плана, получаем аннотацию текста.