Проблемы с вниманием, неумение им управлять, неумение сосредоточиться, сконцентрироваться на текущей проблеме или деятельности – все это проблемы современного человека. В наше время, при наличии избытка информации, легко приобретается привычка к поверхностному восприятию информации. Привычки быстро переходить с одной страницы на другую в интернете, вскользь просматривая информацию, приводит к тому, что многие люди просто не умеют концентрировать своё внимание.
Качество запоминания текстов можно тестировать несколькими способами:
- ответы на вопросы по тексту (припоминание на узнавание: вопрос служит стимулом);
- активное припоминание - свободный пересказ своими словами (без наводящих вопросов);
- активное припоминание - пересказ своими словами, но с соблюдением последовательности абзацев и последовательности всей точной информации в каждом абзаце;
- дословное припоминание текста, слово в слово.
Под точной информацией в тексте понимают числовые данные, точные даты событий, фамилия, имена и отчества, географические названия, специальная терминология, специальные символы и пр.
|
|
В настоящее время существует два основных подхода в обучении технике запоминания текстовой информации: обучения скорочтению; запоминание текстов методами мнемотехники на основе визуальной памяти.
Мнемотехника полностью исключает пассивное припоминание (тестирование на узнавание - ответы на вопросы). Качество запоминания любой информации, в том числе и текстов, проверяется только активным припоминанием. Это значит, что обучаемый должен последовательно воспроизвести весь запомненный объем информации устно или письменно без наводящих вопросов.
Конкретно для текстовой информации в мнемотехнике установлены следующие критерии подходы:
- не допускается нарушать последовательность абзацев текста;
- не допускается пропускать или искажать точные сведения (числовые данные, фамилии, названия, термины);
- не допускается нарушать последовательность точной информации в пределах одного абзаца.