Виды и средства общения

Виды общения определяются по ряду признаков. Существует множество подходов как к их выделению. Так и характеристике общения. Мы основываемся на классификации О.Я.Гойхман. 1.Условия общения: а) прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т.п.); б) опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации). 2.Количество участников: а)монолог (речь одного человека); б) диалог (речь двух людей); в) полилог (речь нескольких человек).

3.Цель общения: а)информирование; б) убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.); в) развлечение.

4.Характер ситуации: а) деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т.п.); б) бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т.д.).

5.По знаковой системе: вербальное (естественный национальный язык) – невербальное (несловесное – жесты, мимика и т.д.) В соответствии с этим средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация — это общение с помощью слов, невербальная — это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков и т.п.). Однако невербальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональном, физиологическом состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации. По исследованиям ученых А. Мерхрабяна и Р.Бердвистелла можно сделать вывод, что человек полностью усваивает сообщение через мимику и жесты на 55%, через интонацию – а 38% и через слово – на 7%.

Любая коммуникативная ситуация может быть отнесена к определенному виду. Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать так: устная форма, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовая беседа.
Для каждого вида коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т.д.), тактики поведения, умение применять которые на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации. О тактике ведения диалога в деловом общении мы будем говорить в 5 главе пособия. Средствами общения выступают два вида коммуникации: вербальная и невербальная. Невербальные средства общения изучают разделы науки: кинесика (изучает внешние проявления человеческих эмоций – мимику, жестикуляцию, моторику всего тела); такесика (изучает прикосновения в ситуации общения – рукопожатия, дотрагивания, отталкивания); проксемика (изучает расстояние на котором общаются собеседники).

К средствам общения относят: 1) язык – система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархаическую упорядоченную структуру; 2) интонация (способна придавать разный смысл высказыванию); 3)мимика и жесты.

Юридическое общение является официально-деловым общением, и в него вступают по необходимости. Общаясь, люди проникаются чувствами друг к другу (эмпатия), способны рассуждать с позиции другого человека (рефлексия), отождествлять себя с ним (рефлексия). Понимать собеседника – значит представлять, как он рассуждает, что чувствует в данной ситуации. Ощущение дискомфорта, барьеров в общении не способствует плодотворной совместной деятельности. Отталкиваясь от классификации барьеров эффективного общения, данной О.А. Баевой, рассмотрим наиболее значимые из них[13].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: