Тема 8. Современные концепции и технологии воспитания

Основные идеи темы: Взаимосвязь теории, системы, концепции и технологии воспитательного процесса. Ведущие теории процесса воспитания (теория личностно ориентированного подхода, теория деятельности, педагогика творческого саморазвития, педагогика свободного воспитания, педагогика сотрудничества, педагогика гуманного общения и т.д.). Современные концепции воспитания (концепция формирования общечеловеческих ценностей Караковского В.А., концепция адаптивной школы Ямбурга Е.А., концепция школы самоопределения Тубельского А.Н., концепция национальной школы Гончарова И.Ф. и т.д.). Современные технологии воспитания. Технология активизации деятельности. Технология игровой деятельности. Технология формирования культуры общения. Технология формирования культуры межнационального общения.

Методические указания по теме. Студент должен усвоить взаимосвязь теорий, систем, концепций и технологий воспитания. Ему необходимо получить представление об основных теориях воспитания, изучить ведущие воспитательные концепции педагогов-новаторов, овладеть умением структурного анализа системы воспитания инновационных школ, усвоить навыки технологического обеспечения этапов воспитательного процесса.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте сущность личностно ориентированного подхода.

2. Назовите основные положения теории деятельности.

3. Определите основополагающие идеи изученной вами концепции воспитания.

4. Опишите технологическое обеспечение какой-либо идеи или концепции.

НИРС. Студентам, наиболее заинтересованным в реферативном исследовании избранной проблемы, предлагается продолжить научные изыскания в форме курсовой работы и, возможно, в дипломном проекте исследования.

Послесловие к лекции: «Приглашение к размышлению». Ознакомьтесь со словами о воспитании великого писателя и педагога Л.Н. Толстого: «Воспитание представляется сложным и трудным только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же мы поймем, что воспитывать других мы можем только через себя …, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? … воспитание других включается в воспитание себя, и другого ничего не нужно».

А вы как думаете?

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: