Дерево целей в решении экономических задач

Дерево целей является дальнейшим совершенствованием целевого управления, развиваемым в нашей стране с семидесятых годов прошлого столетия. В основу его построения положено понятие цели, измерение достижения которой осуществляется с помощью значений соответствующих экономических показателей. Например, уровень достижения цели “Увеличить рентабельность предприятия” можно измерить показателем “Рентабельность” в числовом диапазоне от 0 до 1. Цель “Увеличить рентабельность предприятия с 0,3 до 0,5” в дереве целей указывается именно таким образом.

Допустим, целью является увеличение прибыли, которое обычно достигается за счет увеличения выручки и снижения затрат. Это можно представить графически. Для примера на рис. 5.32 представлена часть дерева целей, на котором с помощью знаков плюс и минус показаны желаемые направления изменения подцелей: В (выручка) - увеличение, З (затраты) - снижение, П (прибыль) - увеличение. Если В = 20 ед., З = 15 ед, то П = 5 ед.

Используется дерево целей для формирования решений следующим образом: допустим, необходимо поднять прибыль до 7 ед. Для этого необходимо установить приоритеты путей в достижении данной цели с помощью коэффициентов α и β. Пользуясь типовыми формулами обратных вычислений, можно определить каковыми должны быть выручка и затраты:

где и - искомый прирост выручки, и искомое снижение затрат.

рис.4.18. Графическая иллюстрация путей достижения цепи «Увеличить прибыль».

Подставив исходные данные, при и ,получим:

= 1,07; = 1,04; = 21,4; = 14,4. Сделаем проверку правильности полученных результатов: = 21,4 – 14,4 = 7.

Дерево целей можно продолжить, если указать из чего состоят выручка и затраты. Это позволит рассчитать управляющие воздействия более детального характера. Представление знаний в виде дерева целей возможно, если известна цель управления и формулы, согласно которым можно рассчитать уровень достижения каждой из подцелей.

В процессе создания моделей баз знаний специалисты сталкиваются с проблемой отражения и использования нечеткой, то есть неопределенной информации. Представление таких знаний “как высокий человек”, “добросовестный поставщик”, “надежный партнер” и т.д., потребовали нового взгляда на методы их формализации. Задачи, решаемые человеком, в большинстве случаев опираются именно на нечеткие, размытые и неопределенные знания о процессах или событиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: