По количеству видов транспорта, участвующих в доставке товаров, транспортные системы делятся на одновидовые (унимодальные) и многовидовые (мультимодальные или интермодальные). Базовым типом транспортировки является доставка груза перевозчиком из места отправления в пункт назначения. Такой тип доставки обозначается как унимодальная перевозка: «Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки». Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно является вид груза, объем поставки, время доставки в звено логистической цепи (потребителю), затраты на перевозки. При унимодальной перевозке основными логистическими характеристиками являются показатели конкретного вида транспорта.
На основе использования критерия грузовой специфики появляются различные “разномодальные” (“интер-”, “мульти-”) определения перевозок, которые отражают современные технологии доставки грузов. Прежде всего, это оформление перевозки: смешанная перевозка становится интермодальной, когда осуществляется по единому документу. “Интермодальная (прямая смешанная) перевозка – перевозка, осуществляемая различными видами транспорта по одному договору перевозки и одному перевозочному документу”.. Совместное использование категорий смешанной, комбинированной и “разномодальной” перевозки довольно распространено, но всегда производится выделение некоторого дополнительного критерия, отличающего каждый вид перевозки.
|
|
Мультимодальная перевозка – это перевозка груза несколькими видами транспорта. Смешанная и комбинированная перевозки понимаются как виды мультимодальной перевозки, определяемые с точки зрения количества и соотношения участвующих в перевозке транспортных систем: 1) в смешанной перевозке участвует два вида транспорта, причем один из них выполняет функцию магистрального, а второй выступает в качестве обслуживающей системы; 2) в комбинированной перевозке принимают участие более двух видов транспорта, и они выступают с технологической точки зрения равнозначимыми процессами транспортировки.
В понимание мультимодальной перевозки может быть включен технический аспект, отражающий технологическое единство взаимодействия различных транспортных систем в виде выполнения перевозки универсального транспортного средства (контейнера, автофургона), при котором данное транспортное средство выступает в качестве универсальной грузовой единицы и обеспечивает взаимодействие транспортных систем на конструктивном уровне, без осуществления операций собственно с грузом.
|
|
При мультимодальной перевозке глубокого взаимодействия видов транспорта не требуется, поскольку груз, будучи помещен в специальное транспортное средство (контейнер, автофургон), уже максимально подготовлен к перевозке любыми видами транспорта.
Интермодальную перевозку предлагается понимать как вид мультимодальной перевозки. Отличительное свойство интермодальной перевозки – формирование самостоятельных механизмов обеспечения перевозки и взаимодействия различных транспортных систем. Таким образом, если в качестве мультимодальной перевозки выступает любая перевозка несколькими видами транспорта, то в качестве интермодальной – только та перевозка, для обеспечения которой формируются определенные организационные механизмы. Основные принципы функционирования интермодальной системы заключаются в следующем:
• единообразный коммерческо-правовой режим;
• комплексное решение финансово-экономических аспектов функционирования системы;
• использование систем электронного обмена данными, обеспечивающих слежение за передвижением груза, передачу информации и связь;
• единство всех звеньев транспортной цепи в организационно-технологическом аспекте, единая форма взаимодействия и координация всех звеньев транспортной цепи, обеспечивающих это единство;
• кооперация всех участников транспортной системы;
• комплексное развитие транспортной инфраструктуры различных видов транспорта.