ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
(ГОУ ВПО МГПУ)
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Кафедра психологии развития и инноваций
А.А.Тюков
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Учебное пособие
Москва
УДК 159.9:370
ББК 88.40
Т 98
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета ГОУ ВПО МГПУ
Автор:
Кандидат психологических наук, доцент А.А. Тюков
Рецензент
доктор психологических наук, профессор В.Т. Кудрявцев
Тюков А.А.
Т 98 Психология образован6ия: учебное пособие. – М.: МГПУ, 2010. -
Методическое пособие предназначено для студентов гуманитарного высшего образования всех специальностей, получающих специализацию «Психология образования». Пособие может быть использовано студентами очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения для организации самостоятельной работы. В книге под общей редакцией, соответствующей содержанию учебного курса собраны работы, написанные и опубликованные автором в период с 1980 по 2000 год. Работы посвящены методологически осмысленной разработке проблем современной психологии. Автор излагает свой профессиональный взгляд на психологию, процессы психического развития человека, и организацию системы образования, сформированный в ходе многолетней работы. Книга рассчитана, прежде всего, на студентов психологов. Вместе с тем, пособие может быть рекомендовано специалистам психологам и специалистам в области гуманитарных наук, которые интересуются вопросами современного человекознания и основанными на этом знании вопросами современной педагогики.
|
|
©Тюков, 2010.
©ГОУ ВПО МГПУ, 2010.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 5
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Категориальные основы комплекса наук о человеке и психология образования в системе психологических наук. 7
Общее введение. 7
Натурализм и новый психологизм. 18
1.2. Взаимосвязь развития практики, техники и науки. Системный и комплексный подходы. 25
Принцип деятельности. 27
Принцип онтологизма. 27
Комплексный подход. 30
Пространство комплексного человекознания. 38
Исследование. 43
Проектирование. 46
Практика. 48
1.3. Межпрофессиональная коммуникация в комплексе наук о человеке. 52
2. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.. 57
2.1. Основной закон образования человека. 57
Наука педагогики. 57
Основной закон образования человека. 59
2.2. Развитие личности и законы воспитания. 64
2.3. Развитие сознания и законы формирования сознания (духовестия) 65
2.4. Развитие деятельности и формирование способностей. Законы социального обучения. 67
|
|
Современный социо- и психоанализ 68
3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ.. 85
3.1. Система педагогического сотрудничества. 85
3.2. Периодизация развития и закон соответствия ступеней образования эпохам развития. 87
3.2. Организация сферы образования. 90
Критерии оценки деятельности школы.. 97
3.3.Техники социального развития: политика в управлении образованием. 111
3.4. Социальное проектирование. Организационные игры в проектировании систем образования. 119