Содержание. Государственное образовательное учреждение

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

(ГОУ ВПО МГПУ)

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Кафедра психологии развития и инноваций

А.А.Тюков

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

Москва


УДК 159.9:370

ББК 88.40

Т 98

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета ГОУ ВПО МГПУ

Автор:

Кандидат психологических наук, доцент А.А. Тюков

Рецензент

доктор психологических наук, профессор В.Т. Кудрявцев

Тюков А.А.

Т 98 Психология образован6ия: учебное пособие. – М.: МГПУ, 2010. -

Методическое пособие предназначено для студентов гуманитарного высшего образования всех специальностей, получающих специализацию «Психология образования». Пособие может быть использовано студентами очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения для организации самостоятельной работы. В книге под общей редакцией, соответствующей содержанию учебного курса собраны работы, написанные и опубликованные автором в период с 1980 по 2000 год. Работы посвящены методологически осмысленной разработке проблем современной психологии. Автор излагает свой профессиональный взгляд на психологию, процессы психического развития человека, и организацию системы образования, сформированный в ходе многолетней работы. Книга рассчитана, прежде всего, на студентов психологов. Вместе с тем, пособие может быть рекомендовано специалистам психологам и специалистам в области гуманитарных наук, которые интересуются вопросами современного человекознания и основанными на этом знании вопросами современной педагогики.

©Тюков, 2010.

©ГОУ ВПО МГПУ, 2010.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 5

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ 7

1.1. Категориальные основы комплекса наук о человеке и психология образования в системе психологических наук. 7

Общее введение. 7

Натурализм и новый психологизм. 18

1.2. Взаимосвязь развития практики, техники и науки. Системный и комплексный подходы. 25

Принцип деятельности. 27

Принцип онтологизма. 27

Комплексный подход. 30

Пространство комплексного человекознания. 38

Исследование. 43

Проектирование. 46

Практика. 48

1.3. Межпрофессиональная коммуникация в комплексе наук о человеке. 52

2. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.. 57

2.1. Основной закон образования человека. 57

Наука педагогики. 57

Основной закон образования человека. 59

2.2. Развитие личности и законы воспитания. 64

2.3. Развитие сознания и законы формирования сознания (духовестия) 65

2.4. Развитие деятельности и формирование способностей. Законы социального обучения. 67

Современный социо- и психоанализ 68

3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ.. 85

3.1. Система педагогического сотрудничества. 85

3.2. Периодизация развития и закон соответствия ступеней образования эпохам развития. 87

3.2. Организация сферы образования. 90

Критерии оценки деятельности школы.. 97

3.3.Техники социального развития: политика в управлении образованием. 111

3.4. Социальное проектирование. Организационные игры в проектировании систем образования. 119


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: