Окружная скорость колес и степень точности передачи

= 2,8 м/с.

При такой скорости для косозубых колес следует принять 8 степень точности. Для косозубых колес при v до 10 м/с следует назначать 8-ю степень точности, а свыше 7-ю.

Коэффициент нагрузки

При Ψbd = 1,473, твердости НВ =< 350, v = 0,28 м/с.

КНα = 1,06; КНβ = 1,05; КНV = 1,0

Таким образом, коэффициент нагрузки равен: КН = 1,113.

Проверка контактных напряжений по формуле:

= 372 МПа < [σН].

Силы действующие в зацеплении:

Окружная сила = 1398 Н,

где М1 – вращающий момент на валу зубчатой шестерни.

Радиальная сила = 524 Н.

Здесь угол эвольвентного зубчатого зацепления α = 20о.

Осевая сила = 344 Н.

Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба осуществляется по формуле:

Здесь коэффициент нагрузки KF = KKFV

При Ψbd = 1,473, твердости НВ =< 350, V = 0,28 м/с.

K =1,25; KFV = 1,1;

Таким образом, коэффициент KF = 1,2.

YF – коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев ZV

У шестерни = 32 мм. => YF = 3,73.

У колеса = 152 мм. => YF = 3,60.

Коэффициент Yβ введен для компенсации погрешности, возникающей из-за применения той же расчетной схемы зуба, что и в случае прямых зубьев. Этот коэффициент определяют по формуле:

= 0,9.

Коэффициент K, учитывает неравномерность распределения нагрузки между зубьями. Для узких зубчатых колес, у которых коэффициент осевого перекрытия

;

коэффициент K принимают равным 1, а иначе этот коэффициент определяется по формуле:

= 092, и так, коэффициент K = 0,92,

где εα – коэффициент торцевого перекрытия, при учебном проектировании можно принимать среднее значение εα = 1,5, n – степень точности зубчатых колес.

Допускаемое напряжение находится по формуле:

для Стали 45 улучшенной при твердости НВ =< 350 предел выносливости при нулевом цикле изгиба и коэффициент безопасности [SF]1 = 1,75:

для шестерни = 414 МПа;

для колеса = 360 МПа.

Коэффициент безопасности [SF] определяется как произведение двух коэффициентов:

.

Первый коэффициент [SF]1 учитывает нестабильность свойств материала зубчатых колес. Второй множитель [SF]11 учитывает способ получения заготовки зубчатого колеса: для поковок и штамповок [SF]11 = 1,0; для проката [SF]11 = 1,15; для литых заготовок [SF]11 = 1,3.

Допускаемые напряжения:

для шестерни [σF1]= 237 МПа,

для колеса [σF2]= 206 МПа.

Находим отношение , для шестерни - 64 МПа, для колеса – 57.

Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.

Проверяем прочность зуба колеса

= 92 МПа < [σF2] = 206.

Условие прочности выполнено.

Таблица 4. Результаты расчета

Наименование Условное обозна- чение Ед. изм. Шестер-ня Зубчатое колесо
Число зубьев z      
Коэффициент ширины венца Ψba     0,45
Коэффициент ширины шестерни Ψbd   1,473  
Нормальный модуль зацепления mn   1,25
Межосевое расстояние aw мм  
Делительный диаметр d мм 37,33 186,66
Диаметр вершин зубьев da мм 39,83 189,16
Диаметр впадин зубьев df мм 34,21 183,54
Ширина колеса (шестерни) b мм    
Силы действующие в зацеплении:  
- окружная Ft H 1 398
- радиальная Fr H  
- осевая Fa H  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: