Сфера или объект прогнозирования
| 1. Естественнонаучные:
• метеорологический — предсказание погоды, воздушных потоков и других атмосферных явлений;
• гидрометеорологический — предсказание морских волнений, режима стока вод, паводков, цунами, штормов, замерзания и вскрытия акваторий и других гидросферных явлений;
• геологический — предсказание залежей полезных ископаемых, землетрясений, срыва лавин и других литосферных явлений;
• биологический (включая фенологический и сельскохозяйственный) — предсказание урожайности, заболеваемости, других явлений в растительном и животном мире, а также вообще в биосфере;
• медико-биологический — предсказание преимущественно болезней человека;
• космологический — предсказание состояния и движения небесных тел, газов, излучений и других явлений космосферы;
• географический — предсказание динамики изменений географической оболочки Земли и территориальной организации общества;
• физико-химический — предсказание изменений и превращений материальных веществ и их свойств, а также материального мира вообще.
2. Научно-технические:
• наукометрический, объектом которого являются различные науки;
• научно-технический — предсказание динамики развития науки и техники, а также его влияния на реализацию научного прогресса в техносферу;
• технико-технологический, направленный на воплощение достижений техники в технологическую сферу
3. Общественнонаучные:
• социально-медицинский — предвидение развития здравоохранения, включая физическую культуру и спорт;
• социально-географический, ориентированный на перспективы дальнейшего освоения земной поверхности, включая Мировой океан;
• социально-экологический — предвидение перспектив сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью общества;
• социально-космический, ориентированный на перспективы освоения человеком космоса;
• социологический, ориентированный на перспективы развития социальных отношений, а также на социальные изменения общественной системы, ее структуры, различных сфер и видов социальной жизнедеятельности;
• психологический, направленный на перспективы развития личности, ее поведения и деятельности;
• демографический, ориентированный на перспективыроста населения, половозрастной структуры, миграции населения;
• этнографический (или лингвоэтнический) — анализ перспектив развития языка, письменности, личных имен, национальных традиций, обычаев и вообще всего комплекса национальных отношений;
• архитектурно-градостроительный — предвидение социальных аспектов расселения, развития города и деревни, жилищ, обитаемой среды вообще;
• педагогический (или образовательно-воспитательный), направленный на перспективы развития воспитания и обучения, а также на развитие кадров и учреждений в области народного образования — от детских яслей и садов до университетов, аспирантуры и докторантуры, включая повышение квалификации и самообразование взрослых;
• культурно-эстетический — предвидение перспектив развития материально-технической базы и кадрового потенциала сферы искусства, литературы, кино, театров, музеев, парков, клубов и библиотек, книжно-журнального и газетного дела, телевидения, спорта, туризма и вообще всей культуры;
• юридический (или государственно-правовой), ориентированный на проблемы развития государства и законодательства, правовых отношений вообще;
• политический (внутренний и внешний) — предвидение перспектив развития внутренней и внешней политики своей страны и других стран, международных отношений вообще;
• экономический — предвидение перспектив развития народного хозяйства, экономических отношений вообще;
военный (военно-технический, военно-экономический, военно-политический, военно-стратегический, военно-тактический, военно-операционный, военно-организационный) — предвидение перспектив развития военного дела вообще и его отдельных аспектов
|