Любая социальная технология (например, производственная или образовательная) – это операциональная или операционально-деятельностная система, которая состоит из некоторой согласованной совокупности операций, в результате которых входные величины преобразуются в выходные. Операциональная функция социальных технологий включает в себя те действия (операции), в результате которых производятся различные товары или услуги, поставляемые социальной, а точнее – социально-технической системой (например, организацией, предприятием или фирмой) во внешнюю среду. Операциональную функцию имеют все социальные (трудовые) организации. При этом термины "операции" и "производство" взаимозаменяемы. Однако производством называют в основном выпуск товаров и переработку сырья, а термин "операции" трактуют значительно шире, так как он включает не только производство товаров, но и предоставление разнообразных услуг [29, с. 596].
Больше всего социальные (трудовые) организации отличаются друг от друга по характеру видов деятельности, входящих в операциональную функцию. Например, при производстве автомобилей перерабатывается огромное количество сырьевых материалов, листового металла: сначала из сырья производят отдельные детали и узлы, затем их собирают в основные изделия стандартной конструкции. Юридические же фирмы, больницы и большинство учреждений сферы услуг потребляют мало исходных материалов, но они приспосабливают свои услуги под требования клиентов. Так, авиационные компании, банки и университеты предоставляют стандартизированный набор услуг, давая клиентам возможность выбрать те, которые их устраивают.
|
|
Таким образом, полная система производственной деятельности социальной (трудовой) организации, включающая согласованную совокупность операций, является операциональной системой, которая в структурном отношении состоит из трех основных подсистем: 1) перерабатывающей; 2) обеспечивающей; 3) управляющей. Схематично структуру операциональной системы можно представить так, как показано на рис. 43.
Для иллюстрации подсистем операциональной системы рассмотрим в качестве примера социальной организации университет, где эту систему можно идентифицировать с образовательной социальной технологией.
Перерабатывающая подсистема в этом случае выполняет производительную работу, непосредственно связанную с превращением входных величин в выходные результаты. Для университета основными результатами деятельности являются, как правило, разработка и распространение знаний. Основная роль человеческого фактора проявляется здесь в получении результатов посредством научно-исследовательской и педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава. Перерабатывающая подсистема потребляет материалы, в том числе бумагу и канцелярские товары. Для ее функционирования требуются также капиталовложения в виде аудиторий, кабинетов, лабораторий, мебели и оборудования. Кроме того, она должна получать информацию о достижениях в различных областях науки из различных печатных и других источников, посредством проведения заседаний кафедр, семинаров и конференций, а также поддержания профессиональных контактов с коллегами из других университетов. Нужно также, чтобы коммунальные службы подавали энергию для освещения и отопления университетских помещений, а также для работы компьютеров, полиграфического и другого оборудования.
|
|
Подсистема обеспечения не связана напрямую с производством выходных результатов, но выполняет весьма нужные функции обеспечения перерабатывающей подсистемы. В университете эта подсистема включает библиотеку, компьютерный центр, ремонтно-эксплуатационную службу, книжные киоски, почтовое отделение, кафетерий, типографию и другие вспомогательные подразделения. Функция, которую считают частью подсистемы обеспечения в одной организации, в другой может быть составляющей перерабатывающей подсистемы. Например, в университете типография выполняет обеспечивающую функцию, а в коммерческом предприятии она может быть основной перерабатывающей подсистемой.
Информация из внешней среды |
Информация
из внутренней
среды
Подсистема управления
L
Информация о состоянии системы |
Планы, решения, корректирующие взаимодействия
На входе |
На выходе
Перерабатывающая подсистема
Продукция, услуги
Подсистема обеспечения |
Труд, материалы, капитал, информация, энергия
Рис. 43. Структура операциональной системы
Что касается подсистемы управления (планирования и контроля), то она получает от перерабатывающей подсистемы информацию о состоянии системы и незавершенном производстве. Информация о целях, политике, основных направлениях и других внутренних параметрах поступает из внутренней среды организации, а информация о спросе на продукцию, стоимости ресурсов, тенденциях развития технологий, правительственных нормативных актах и других факторах – из внешней среды. Подсистема управления должна обработать весь этот обычно большой объем достаточно сложной информации и выдать решение, как следует работать перерабатывающей подсистеме. Как правило, должны быть решены конкретные вопросы: планирование производственных мощностей, диспетчеризация, управление материально-производственными запасами, контроль качества и многое другое. В университете эти функции планирования и контроля выполняет его администрация (ректорат), деканаты, приемная комиссия, учебный, методический, научный, плановый, кадровый и другие отделы. Расписание занятий составляют исходя из контингента студентов, заявок на курсы учебных дисциплин, имеющегося профессорско-преподавательского состава, аудиторного фонда. Качество преподавания и научных работ контролируется посредством анализа силами профессорско- преподавательского состава и исходя из оценок, которые дают студенты учебным курсам и преподавателям. Подсистема управления постоянно учитывает потребность в дополнительных преподавательских кадрах и соответствующих средствах.
Классифицировать операциональные системы можно разными способами. Рассмотрим двухмерную классификацию операциональных систем, основанную на характере выхода и типе используемого процесса переработки ресурсов (табл. 63). Таким образом можно проанализировать фактически любую операциональную систему.
Таблица 63