Образец оформления титульного листа курсовой работы

БелКООПсоюз

Учреждение образования

«Белорусский торгово-экономический

Университет потребительской кооперации»

_____________________________________________

Кафедра информационно-вычислительных систем

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Пособие

по выполнению курсовых работ

для реализации содержания образовательных программ

высшего образования I ступени

Гомель 2014



УДК 681.31

ББК 32.973

Автор-составитель: С.М. Мовшович, канд. техн. наук, доцент

Рецензенты: А.Н. Семенюта, д. техн. наук, профессор, зав. кафедрой ИВС Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации;

О.А. Кравченко, канд. физ.-мат. наук, доцент, доцент кафедры «Информационные технологии» Гомельского государственного технического университета им. П.О. Сухого

Рекомендовано кафедрой информационно-вычислительных систем учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации». Протокол № 3 от 12.02.2013 г.

  Алгоритмизация и программирование. Курсовая работа по дисциплине: пособие для студентов специальности 1-26 03 01 «Управление информационными ресурсами» / авт.-сост.: С. М. Мовшович – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2013. – 54 с. ISBN …….

В пособии сформулированы цели и задачи курсовой работы по дисциплине, приведены варианты заданий, изложены требования к содержанию и оформлению пояснительной записки и программного продукта, рассмотрен пример создания проекта.

УДК 681.31

ББК 32.973

ISBN ……… © Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пособие предназначено для студентов специальности 1-26 03 01 «Управление информационными ресурсами». В пособии сформулированы цели и задачи курсовой работы по дисциплине, приведены варианты заданий, изложены требования к оформлению и содержанию пояснительной записки и проекта, создаваемого в среде Delphi 7.0. Подробно рассмотрен пример создания проекта.


1 Цель, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Цель курсовой работы: создание программы (приложения) для обработки экономической информации на базе интегрированной среды разработки Delphi.

Содержание курсовой работы:

· создание текстового файла с исходными данными в соответствии с вариантом задания;

· подготовка теста с помощью MS Excel;

· разработка функционально-модульной схемы проекта, состоящего из нескольких модулей с иерархическим меню или использующего многостраничную форму;

· разработка интерфейса каждого модуля или каждой страницы;

· определение набора процедур обработки событий;

· разработка алгоритмов и составление кода каждой процедуры;

· тестирование и отладка проекта.

Представление работы на проверку

На проверку представляются пояснительная записка и электронная папка, содержащая проект, исходный и выходной текстовые файлы и электронную книгу с тестом. Все материалы сдаются в методический кабинет кафедры ИВС, где регистрируются. Руководитель курсовой работы в срок до 7 дней проверяет представленные материалы и возвращает в методический кабинет пояснительную записку с рецензией. В рецензии указываются замечания, отмечаются аспекты, требующие исправления, и делается вывод о допуске к защите.

Защита работы

На защиту курсовой работы студент представляет пояснительную записку, дополненную листами с исправлениями, рецензию (все рецензии, если курсовая работа проверялась несколько раз) и проект с исправлениями.


2 СоДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ пояснительной записки

2.1 Структурные части пояснительной записки

Пояснительная записка должна содержать следующие структурные части:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Постановка задачи. Тест.

4. Функционально-модульная структура проекта.

5. Интерфейс проекта.

6. Описание алгоритмов и тексты процедур.

7. Результат выполнения проекта.

8. Инструкция пользователя.

9. Направления развития проекта.

10. Список использованных источников.

11. Приложения.

2.2 Общие правила оформления

Пояснительная записка должна быть оформлена в соответствии со следующими правилами:

Набор текста дипломной работы осуществляется с использованием текстового редактора Microsoft Word и печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210´297 мм).

Набор должен осуществляться с использованием гарнитуры Times New Roman с размером шрифта 14 пт, межстрочным интервалом 18 пунктов (при этом на странице будет 39 – 40 строк), отступом первой строки абзаца 12,5 мм и выравниванием по ширине. Расстановка переносов слов в тексте должна выполняться автоматически.

Устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего – 20 мм, левого – 30 мм, правого – 10 мм.

Разрешается использовать в тексте работы курсивное и полужирное начертание для акцентирования внимания на важных положениях текста. Опечатки разрешается исправлять подчисткой или корректором и нанесением на том же месте исправленного текста компьютерным или рукописным способом черной пастой.

Объем курсовой работы должен быть в пределах 20 – 40 страниц текста.

Заголовки структурных частей курсовой работы («СодЕРЖАНИЕ», «1 ПоСТАНОВКА ЗАДАЧИ. ТЕСТ», «2 Функционально-модульная сТРУКТУРа проекта», «3 Интерфейс проекта», «4 ОПИСАНИЕ АЛГОРИТМОВ И Тексты процедур», «5 Результат выполнения проекта», «6 Инструкция пользователя», «список использованных источников», «приложения») печатают прописными буквами по центру строк без абзацного отступа полужирным шрифтом.

Каждую структурную часть следует начинать с нового листа. Структурные части «СодЕРЖАНИЕ», «список использованных источников» и «приложения» не нумеруются. Структурная часть «приложения» может отсутствовать.

Нумерованные структурные части (разделы) при необходимости можно разбивать на подразделы (например: 1.1, 1.2 и т. д.) и пункты (например: 2.2.1, 2.2.2 и т. д.).

Заголовки подразделов (параграфов) и пунктов печатают полужирным шрифтом строчными буквами (первая прописная). Для заголовков устанавливается абзацный отступ 12,5 мм, выравнивание «по левому краю». В конце заголовков точку не ставят. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Перенос слов в заголовках, названиях таблиц и рисунков не допускается.

Нумерация структурных частей (разделов), подразделов (параграфов), пунктов, рисунков, таблиц, формул, уравнений дается арабскими цифрами.

Подразделы (параграфы) нумеруют в пределах каждой главы. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой, например, 3.2 – второй подраздел третьего раздела.

Пункты нумеруют в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из порядковых номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например, 2.4.1 – первый пункт четвертого подраздела второго раздела.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов приводят после их номеров без точки через табуляцию, размер которой должен быть один и тот же для однотипных заголовков.

Интервал между заголовком и последующим текстом должен составлять 12 пунктов. Если между двумя заголовками текст отсутствует (например, между заголовками раздела и подраздела), то интервал между ними устанавливается в 12 пунктов. Интервал между заголовком и предшествующим текстом должен составлять 24 пункта.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами размером 12 пунктов с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту курсовой работы. Номер страницы проставляется в центре нижнего колонтитула без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, однако номер страницы на титульном листе не проставляют. Рисунки и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц курсовой работы. Рисунки и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

Иллюстрации (рисунки) и таблицы следует располагать в курсовой работе непосредственно после абзаца, в котором они упоминаются впервые. На все таблицы и иллюстрации должны быть ссылки в тексте курсовой работы.

Иллюстрации и таблицы обозначают соответственно словами «Рисунок» и «Таблица» и нумеруют последовательно в пределах каждого раздела.

Номер иллюстрации и таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации (таблицы), разделенных точкой, например: «Рисунок 1.2 – второй рисунок первого раздела», «Таблица 2.5 – пятая таблица второго раздела». Если в каждом разделе курсовой работы приведено лишь по одной иллюстрации (таблице), то их нумеруют последовательно в пределах всей работы.

Иллюстрации, как правило, имеют наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст), располагаемые по центру страницы. Пояснительные данные печатают размером шрифта 12 пунктов и помещают под иллюстрацией, а на следующей строке – слово «Рисунок», номер и наименование иллюстрации, отделяя знаком тире номер от наименования. Точку после номера и наименования иллюстрации не ставят. Не допускается перенос слов в наименовании рисунка. Слово «Рисунок», его номер и наименование печатают по центру страницы полужирным шрифтом размером 12 пунктов.

Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, который состоит из слова «Таблица», ее порядкового номера и названия, отделенного от номера знаком тире, и помещается над таблицей слева без абзацного отступа, печатается обычным шрифтом размера 12 пунктов.

В таблице применяется шрифт размером 12 пунктов (в головке таблицы – 10 пунктов), одинарный межстрочный интервал и интервалы по 2 пункта перед текстом и после текста в ячейках таблицы.

Таблицу с большим количеством строк переносят на следующий лист таким образом, чтобы головка таблицы не была оторвана от строк. При переносе части таблицы на другой лист ее заголовок указывают один раз над первой частью, слева над другими (переносимыми) частями пишут слово «Продолжение», а затем «Окончание» и указывают номер таблицы, например: «Окончание таблицы 1.2».

Заголовки граф и строк пишут с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописной, если они имеют самостоятельное значение.

Головка таблицы отделяется линией от остальной части таблицы. Слева, справа и снизу таблица также ограничивается линиями. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки и графы таблицы, могут не проводиться, если это не затрудняет чтение таблицы.

Приложения оформляют как продолжение курсовой работы, располагая их в порядке появления ссылок в тексте. Не допускается включение в приложения материалов, на которые отсутствуют ссылки в тексте работы. Перед приложениями на отдельном листе прописными буквами жирным шрифтом печатают слово «ПРИЛОЖЕНИЯ». Каждое приложение следует начинать с нового листа, печатая в правом верхнем углу слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его буквенные обозначения. Заголовок приложения размещается по центру новой строки без абзацного отступа с прописной буквы.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Е, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ). После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует буква, обозначающая его последовательность, например, «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

2.3 Титульный лист

Пример оформления титульного листа приведен в приложении.

2.4 Составление оглавления пояснительной записки

Содержание (оглавление) пояснительной записки должно быть составлено с помощью функциональности MS Word Вставка / Оглавление и указатели.

В содержание необходимо внести все заголовки разделов, подразделов и пунктов пояснительной записки. Для этого заголовки должны быть отформатированы с использованием стилей.

2.5 Постановка задачи. Тест

В рассматриваемом подразделе пояснительной записки необходимо привести формулировку полученного варианта задания и представить распечатки листов книги Excel (в виде рисунков) с примером заполнения таблицы и выполненными расчетами. Кроме того, надо привести в виде рисунка содержимого текстового файла, который будет использован для тестирования.

2.6 Функционально-модульная структура проекта

Рекомендуется для создаваемого проекта выбрать одну из двух структур:

1) многомодульную, в которой каждому модулю соответствует одна форма;

2) многостраничную на основе единственной формы.

Выбор структуры определяется студентом. Студент может предложить собственную структуру проекта, основанную на комбинации двух рекомендуемых.

При многомодульной структуре проекта на первую форму целесообразно поместить иерархическое меню, команды которого вызывают остальные формы. На одной из форм должно быть отражено содержимое исходного текстового файла, а на другой – результаты указанных в задании преобразований и вычислений. Обязательно должна присутствовать форма, отображающая сведения об авторе проекта. Назначение и содержимое остальных форм определяется студентом.

Если проект организован на основе многостраничной формы, то вызов страницы осуществляется вкладками. Содержимое страниц аналогично указанному выше содержимому форм.

В рассматриваемом подразделе надо привести функционально-модульную схему проекта, на которой отображаются связи между модулями (страницами) и выполняемые функции. Пример функционально-модульной схемы проекта рассмотрен в разделе 4.

2.7 Интерфейс проекта

Описание интерфейса проекта должно быть представлено рисунками, изображающими окна форм или страниц. Перед каждым рисунком надо указать назначение представленной формы (страницы) и условие ее отображения в процессе выполнения проекта.

Каждый рисунок должен представлять собой скриншот экрана окна формы (страницы) с последующей обработкой в графическом редакторе для удаления лишних элементов. При необходимости можно добавить на скриншот поясняющие надписи.

В рассматриваемом подразделе пояснительной записки надо для каждой формы перечислить используемые визуальные компоненты с указанием значений свойств, наиболее существенных для данной задачи.

2.8 Описание алгоритмов и тексты процедур

Состав процедур каждого модуля надо проиллюстрировать скриншотом интерфейсной части модуля. Для каждой процедуры необходимо указать ее назначение и событие, при котором она вызывается.

Алгоритм каждой процедуры должен быть описан словесно. Кроме того, для специфических процедур проекта (ввод данных из текстового файла и заполнение рабочих массивов, обработка данных, запись результатов в новый файл) необходимо построить блок-схемы алгоритмов. Каждая блок-схема должна умещаться на одной странице. Если это условие не удается выполнить, то блок-схему надо разделить на несколько по принципу детализации отдельных блоков.

Тексты процедур в пояснительной записке следует представлять в виде скриншотов исполняемой части модуля.

Текст каждой процедуры должен быть детально прокомментирован – в разделе описаний должны быть комментарии, поясняющие назначения всех используемых переменных, а в тексте процедуры комментарии должны сопровождать каждую логическую единицу алгоритма.

2.9 Результат выполнения проекта

Результат выполнения проекта для тестовых данных следует представить в виде скриншота окна формы (страницы) и распечатки содержимого сформированного текстового файла.

2.10 Инструкция пользователя

Инструкция пользователя должна включать следующие структурные элементы:

· назначение программы;

· условия выполнения программы;

· выполнение программы;

· сообщения пользователю.

Часть «Назначение программы» должна содержать сведения о назначении программы и информацию, достаточную для понимания функций программы и ее эксплуатации.

В части «Условия выполнения программы» должны быть указаны условия, необходимые для выполнения программы (минимальный и (или) максимальный состав аппаратурных и программных средств и т. п.).

В части «Выполнение программы» должна быть указана последовательность действий пользователя, обеспечивающих загрузку, запуск, выполнение и завершение программы. Кроме того, должно быть приведено описание доступных функций, формата исходных данных, возможных вариантов команд, с помощью которых пользователь осуществляет загрузку и управляет выполнением программы.

Часть «Сообщения пользователю» должна содержать тексты сообщений, выдаваемых в ходе выполнения программы, описание их содержания и соответствующие действия пользователя (действия пользователя в случае сбоя, возможности повторного запуска программы, возможность исправления последовательности действий и т. п.).

2.11 Направления развития проекта

В этом подразделе автор может описать функции, по какой-то причине не включенные в проект, но которые могли бы повысить эффективность его использования.

2.12 Список использованных источников

В работе приводится список литературных источников, использованных при ее выполнении и написании, а также тех, на которые есть ссылки. В данный список включается программно-техническая документация, а также учебно-методическая литература. Список может включать также и ссылки на интернет-источники.

При оформлении списка использованных источников необходимо пользоваться образцами, приведенными в списке рекомендуемой литературы данного пособия.

2.13 Приложения

Приложения – необязательная структурная часть курсовой работы. В приложения к курсовой работе можно поместить дополнительные тесты и результаты выполнения программы для этих данных, различные версии интерфейса, варианты схем алгоритмов и текста процедур и т. д.


3 ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

Вариант 1. Тема «Автоматизация учета комплектации
выпускаемых цехами изделий на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения о комплектации выпускаемых цехами изделий. Таблица состоит из четырех граф: Цех; Наименование изделия; Наименование детали; Количество деталей, шт. Известно, что одна и та же деталь может входить в разные изделия и изделие может состоять из разных деталей. Разные цеха могут изготавливать одни и те же детали.

Разработайте алгоритм и программу подсчета количества одноименных деталей, изготовленных всеми цехами для всех изделий. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Наименование детали; Общее количество деталей, шт.

Вариант 2. Тема «Автоматизация учета поставок товаров
на основе текстового файла»

В текстовом файле находится ведомость, содержащая данные о поставках товаров и состоящая из пяти граф: Наименование товара; Дата поставки; Единица измерения; Цена, р.; Количество. Известно, что в один день может быть выполнено несколько поставок, в том числе одного и того же товара.

Разработайте алгоритм и программу вычисления общей стоимости поставок каждого товара. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Наименование товара; Стоимость, р.

Вариант 3. Тема «Автоматизация учета простоев конвейера на основе текстового файла»

В текстовом файле находится сводная ведомость о простоях конвейера с начала месяца по некоторому цеху, содержащая пять граф: Дата, Причина простоя, 1 смена, 2 смена, 3 смена. В последних трех графах указано время простоя в часах.

Разработайте алгоритм и программу определения времени простоя в каждый день месяца по всем причинам за все смены. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Дата; Общее время простоя, ч.

Вариант 4. Тема «Автоматизация учета стоимости
выпущенной продукции по кварталам на основе текстового
файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения о стоимости выпущенной продукции по кварталам и состоящая из шести граф: Наименование предприятия; Наименование изделия; Квартал I; Квартал II; Квартал III; Квартал IV. В последних четырех графах указана стоимость выпущенной продукции (тыс. р.) в соответствующем квартале. Известно, что одно и то же изделие может выпускаться разными предприятиями и каждое предприятие может выпускать несколько видов изделий.

Разработайте алгоритм и программу вычисления выпуска продукции в денежном выражении каждым предприятием за год по всем изделиям. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Наименование предприятия; Годовой объем выпуска, тыс. р.

Вариант 5. Тема «Автоматизация учета продажи товаров на основе текстового файла»

В текстовом файле находится ведомость, содержащая данные о продаже товаров и состоящая из пяти граф: Наименование товара; Дата продажи; Отпускная цена производителя, р.; Торговая надбавка, %; Количество. Известно, что в один день может быть выполнено несколько поставок, в том числе одного и того же товара.

Разработайте алгоритм и программу вычисления общей стоимости дохода от продажи каждого товара за весь период учета. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Наименование товара; Стоимость, р.

Вариант 6. Тема «Автоматизация обработки технологических карт выпускаемых изделий на основе текстового файла»

В текстовом файле находится технологическая карта, содержащая данные на каждое из выпускаемых изделий и состоящая из пяти граф: Наименование изделия; Наименование детали; Количество деталей в изделии; Наименование материала; Норма расхода материала на одну деталь, кг. Известно, что в одно изделие могут входить несколько деталей и на изготовление одной детали могут потребоваться различные материалы.

Разработайте алгоритм и программу определения потребности каждого материала на все изделия. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Наименование материала; Потребность, кг.

Вариант 7. Тема «Автоматизация определения динамики
изменения стоимости поставок товаров на основе текстового файла»

В текстовом файле находится ведомость, содержащая данные о поставках товаров и состоящая из пяти граф: Наименование товара; Дата поставки; Единица измерения; Цена, р.; Количество. Известно, что в один день может быть выполнено несколько поставок, в том числе одного и того же товара.

Разработайте алгоритм и программу вычисления общей стоимости поставок каждого товара. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Дата поставки; Стоимость, р.

Вариант 8. Тема «Автоматизация учета ежемесячных доходов и затрат предприятий на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения о ежемесячных доходах и затратах предприятий и состоящая из пяти граф: Месяц; Год; Наименование предприятия; Затраты, млн р.; Доход, млн р.

Разработайте алгоритм и программу вычисления прибыли каждого предприятия за весь учетный период. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Наименование предприятия; Прибыль, млн р.

Вариант 9. Тема «Автоматизация учета ежемесячных сведений о количестве уволившихся работников на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая ежемесячные сведения о количестве уволившихся работников и состоящая из пяти граф: Подразделение предприятия; Месяц; Год; Категория работников; Число уволившихся. Рассматриваются четыре категории работников: рабочие, руководители, специалисты и технические исполнители (служащие).

Разработайте алгоритм и программу вычисления общего числа уволившихся работников каждой категории за весь период учета. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Категория работников; Общее число уволившихся.

Вариант 10. Тема «Автоматизация учета поставок товаров от производителей на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения о поставках товаров от производителей и состоящая из пяти граф: Производитель; Наименование товара; Дата поставки; Объем поставки, шт.; Отпускная цена производителя, р. Известно, что один и тот же товар поставлялся разными производителями и один производитель поставлял разные товары.

Разработайте алгоритм и программу вычисления средневзвешенной цены каждого товара за весь период учета. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Наименование товара; Средневзвешенная цена, р.

Вариант 11. Тема «Автоматизация вычисления баланса по каждой валюте для контрагентов на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения о валютных операциях организации и состоящая из пяти граф: Дата; Контрагент; Валюта; Сумма выплаты; Сумма поступления.

Разработайте алгоритм и программу вычисления баланса по каждой валюте за весь период учета для всех контрагентов. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Валюта; Баланс.

Вариант 12. Тема «Автоматизация вычисления общей суммы расходов по каждому подразделению на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения об ежедневных расходах организации в разрезе подразделений. Таблица состоит из шести граф: Дата; Подразделение; Статья расходов; Единица измерения; Тариф, р.; Объем. Примеры статей расходов: электроэнергия, тепловая энергия, заработная плата и т. д.

Разработайте алгоритм и программу вычисления общей суммы расходов по каждому подразделению за весь период учета. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Подразделение; Сумма расходов, р.

Вариант 13. Тема «Автоматизация определения динамики
стоимости доставок товаров в магазины на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения о доставках товара в магазины и состоящая из пяти граф: Дата; Магазин; Расстояние до магазина, км; Тариф за 1 км 1 т, р.; Объем, т.

Разработайте алгоритм и программу вычисления общей стоимости расходов на доставку товаров по всем магазинам за каждый день. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Дата; Стоимость доставки, р.

Вариант 14. Тема «Автоматизация ведения операций на
расчетном счете организации на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения об операциях на расчетном счете организации и состоящая из четырех граф: Дата; Контрагент; Операция; Сумма, р. Рассматриваются два вида операций: поступление и выплата.

Разработайте алгоритм и программу вычисления общей суммы поступлений, общей суммы выплат и баланса для каждого контрагента за весь период учета. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из четырех граф: Контрагент; Сумма поступлений, р.; Сумма выплат, р.; Баланс, р.

Вариант 15. Тема «Автоматизация учета годового выпуска деталей на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения об объеме выпуска деталей по кварталам и состоящая из шести граф: Наименование изделия; Наименование детали; Квартал I; Квартал II; Квартал III; Квартал IV. В последних четырех графах указан объем выпущенной продукции (шт.) в соответствующем квартале. Известно, что одна и та же деталь может входить в разные изделия и каждое изделие может содержать несколько видов деталей.

Разработайте алгоритм и программу вычисления выпуска каждого изделия в денежном выражении всеми предприятиями за год. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Наименование детали; Годовой объем выпуска, шт.

Вариант 16. Тема «Автоматизация учета покупки валюты организациями на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения о покупке валюты организациями и состоящая из пяти граф: Дата; Наименование организации; Валюта; Сумма покупки; Курс, бел. р.

Разработайте алгоритм и программу вычисления общей суммы покупки в рублях для каждой организации за весь период учета. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Наименование организации; Сумма покупки, р.

Вариант 17. Тема «Автоматизация определения процента выполнения плана выпуска деталей на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения о выпуске изделий разными цехами предприятия и состоящая из пяти граф: Дата; Цех; Наименование детали; План выпуска, шт.; Фактически выпущено, шт. Известно, что разные цеха могут изготавливать одни и те же детали.

Разработайте алгоритм и программу вычисления процента выполнения плана по каждой детали за весь период всеми цехами. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Наименование детали; Выполнение плана, %.

Вариант 18. Тема «Автоматизация учета стоимости ремонта бытовой техники на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения о ремонтах бытовой техники и состоящая из пяти граф: Дата; Наименование бытовой техники; Вид ремонта; Тариф, р.; Срочность, %. Значениями последней графы могут быть 10 % или 0.

Разработайте алгоритм и программу вычисления дохода от ремонта каждого типа бытовой техники за весь период учета для всех видов ремонта. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Наименование бытовой техники; Доход, р.

Вариант 19. Тема «Автоматизация вычисления постатейной суммы расходов на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения об ежедневных расходах организации в разрезе подразделений. Таблица состоит из шести граф: Дата; Подразделение; Статья расходов; Единица измерения; Тариф, р.; Объем. Примеры статей расходов: электроэнергия, тепловая энергия, заработная плата и т. д.

Разработайте алгоритм и программу вычисления общей суммы расходов по каждой статье за весь период учета. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Статья расходов; Сумма расходов, р.

Вариант 20. Тема «Автоматизация определения стоимости поставок товарных групп на основе текстового файла»

В текстовом файле находится ведомость, содержащая данные о поставках товаров и состоящая из пяти граф: Наименование товарной группы; Наименование товара; Дата поставки; Цена, р.; Количество, кг. Известно, что в один день может быть выполнено несколько поставок, в том числе одного и того же товара и товаров из одной группы.

Разработайте алгоритм и программу вычисления общей стоимости поставок товаров каждой товарной группы. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Наименование товарной группы; Стоимость, р.

Вариант 21. Тема «Автоматизация учета задолженности по договорам поставок на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения о выплатах фирмы по договорам поставок и состоящая из пяти граф: Номер договора; Контрагент; Сумма по договору, р.; Задолженность, дни; Пеня за 1 день, %. С одним контрагентом может быть заключено несколько договоров.

Разработайте алгоритм и программу вычисления необходимой суммы выплат по каждому контрагенту по всем договорам. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Контрагент; Общая сумма выплат, р.

Вариант 22. Тема «Автоматизация учета выплат сотрудникам организации на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения о выплатах сотрудникам организации и состоящая из пяти граф: Подразделение; ФИО; Оклад, р.; Доплата, %; Отчисления, %. Значения последних двух граф указаны в процентах к окладу.

Разработайте алгоритм и программу вычисления фонда заработной платы по каждому подразделению. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Подразделение; Фонд заработной платы, р.

Вариант 23. Тема «Автоматизация учета движения материалов на складах фирмы на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения о движении материалов на складах фирмы. Таблица состоит из пяти граф: Дата; Номер склада; Наименование материала; Приход, т; Расход, т. Один и тот же материал может поступать на разные склады.

Разработайте алгоритм и программу вычисления общего объема каждого материала, находящегося на всех складах за весь период учета, при условии, что первоначально склады были пустые. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Наименование материала; Остаток, т.

Вариант 24. Тема «Автоматизация учета выпуска экспортных изделий на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения о выпуске изделий на экспорт и состоящая из пяти граф: Дата; Наименование предприятия; Наименование изделия; Выпущено, млн р.; В том числе на экспорт, млн р. Известно, что разные предприятия могут выпускать одни и те же изделия.

Разработайте алгоритм и программу вычисления доли экспорта в общем доходе предприятия за весь период учета. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Наименование предприятия; Доля экспорта в доходе, %.

Вариант 25. Тема «Автоматизация учета поступления на склады годных товаров на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения о поступлениях товара на склады фирмы и состоящая из пяти граф: Дата; Номер склада; Наименование товара; Поступило по накладной, т; Брак, %. Приходные документы оформляются только на годный товар.

Разработайте алгоритм и программу вычисления общего объема каждого товара, оприходованного на складах за весь период учета. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Наименование товара; Оприходовано, т.

Вариант 26. Тема «Автоматизация учета поступления на склады годных товаров на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения о выпуске деталей разными цехами предприятия. Таблица состоит из пяти граф: Месяц; Цех; Наименование детали; План выпуска, шт.; Выполнение плана, %. Известно, что разные цеха могут изготавливать одни и те же детали.

Разработайте алгоритм и программу вычисления фактического выпуска всех деталей в каждый месяц всеми цехами. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Месяц; Фактически выпущено, шт.

Вариант 27. Тема «Автоматизация определения
производительности труда рабочих на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения о производительности труда рабочих предприятий и состоящая из пяти граф: Дата; Наименование предприятия; Наименование изделия; Число рабочих; Фактически выпущено, шт. Известно, что разные предприятия могут выпускать одни и те же изделия.

Разработайте алгоритм и программу вычисления средней производительности труда (количество изделий на одного рабочего) для каждой детали всеми предприятиями за весь период. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Наименование изделия; Производительность труда, шт.

Вариант 28. Тема «Автоматизация определения стоимости доставок товаров по магазинам на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения о доставках товара в магазины и состоящая из пяти граф: Дата; Магазин; Расстояние до магазина, км; Тариф за 1 км 1 т, р.; Объем, т.

Разработайте алгоритм и программу вычисления общей стоимости расходов на доставку товаров по каждому магазину за весь период учета. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Магазин; Стоимость доставки, р.

Вариант 29. Тема «Автоматизация определения доли
товарооборота импортных товаров по магазинам на основе
текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая сведения о продажах товаров и состоящая из четырех граф: Дата; Магазин; Товарооборот отечественных товаров, млн р.; Товарооборот импортных товаров, млн р.

Разработайте алгоритм и программу вычисления доли импортных товаров в общем товарообороте каждого магазина за весь период учета. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из трех граф: Магазин; Общий товарооборот, млн р.; Доля импортных товаров, %.

Вариант 30. Тема «Автоматизация определения средней
заработной платы по организациям на основе текстового файла»

В текстовом файле находится таблица, содержащая данные о фонде заработной платы организаций. Таблица состоит из пяти граф: Месяц; Год; Наименование организации; Число работников; Фонд заработной платы, р.

Разработайте алгоритм и программу вычисления средней заработной платы организации за весь период учета. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Наименование организации; Средняя заработная плата, р.


4 ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

4.1 Постановка задачи. Тест

Рассмотрим следующую задачу:

В текстовом файле находится ведомость, содержащая данные о поставках товаров: Наименование товара; Наименование поставщика; Единица измерения; Цена, р.; Количество. Известно, что один поставщик может поставлять несколько разных товаров, и каждый товар может быть неоднократно поставлен разными фирмами.

Разработайте алгоритм и программу вычисления общей стоимости поставок каждого поставщика. Результаты расчета запишите в новый текстовый файл, содержащий таблицу из двух граф: Наименование поставщика; Стоимость, р.

На рисунке 1 приведена электронная таблица с подготовленными исходными данными.

 
 

Рисунок 1 – Электронная таблица с исходными данными

По команде Сохранить как сохраним исходные данные в новый файл Поставки товаров, в качестве типа которого укажем Текстовые файлы (с разделителями табуляции). Текстовый файл сохраним в той папке, в которой будет находиться разрабатываемый проект.

Обратите внимание, что в исходных данных есть товар, поставляемый разными организациями, и есть поставщик, работающий с несколькими товарами.

Текстовый файл с исходными данными проекта приведен на рисунке 2. Отметим, что элементы данных в одной строке разделяются табуляцией.


Рисунок 2 – Текстовый файл Поставки товаров.txt


В электронной книге Excel создадим копию листа с исходными данными. Добавим столбец Стоимость, который заполним формулами для вычисления стоимости поставленных товаров в каждой строке. Выполним сортировку по полю Наименование поставщика и вставим строки с промежуточными итогами для вычисления общей стоимости товаров каждого поставщика. Таким образом, подготовлен тест для нашего проекта (рисунок 3), который сохраним под именем Тест.xls в той папке, в которой будет находиться разрабатываемый проект.


Рисунок 3 – Тест, подготовленный в MS Excel

4.2 Функционально-модульная структура проекта

Будем разрабатывать многомодульный проект с главным меню в окне первой формы. Меню будет включать следующие команды: Ввод исходных данных, Сортировка, Обработка, Об авторе, Выход.

Модуль Unit1, соответствующий первой форме Form1. должен обеспечивать вызов остальных модулей и отображение соответствующих форм. Кроме того, перед началом работы (до выбора пользователем одной из команд меню) в Unit1 надо уничтожить старую версию выходного файла и установить признаки того, что ни одна из команд меню еще не выполнялась.

Реакция на выбор пользователем команды Выход, реализуемая в этом же модуле Unit1, должна включать контроль записи результатов в новый файл. Если запись не была выполнена, то выход из программы не должен осуществляться.

По команде Ввод исходных данных должно открываться окно второй формы Form2, при активации которой будут вводиться данные из текстового файла, записываться в массивы и отображаться в таблице строк. Здесь же надо установить признак успешной обработки исходного файла. На форме должна находиться кнопка, обеспечивающая возврат к первой форме. Все перечисленные действия будут реализовываться в модуле Unit2.

Команда Сортировка должна вызывать третью форму Form3, при активации которой будет выполняться сортировка исходных массивов по полю Наименование поставщика и результат сортировки отображаться в таблице строк. Сортировка должна выполняться только при наличии признака успешного ввода исходных данных. После выполнения сортировки программа должна установить соответствующий признак. На форме должна находиться кнопка, обеспечивающая возврат к первой форме. Все перечисленные действия будут реализовываться в модуле Unit3.

По команде Обработка должна вызываться четвертая форма Form4, при активации которой для каждого поставщика будет вычисляться общая стоимость всех поставленных товаров, результаты записываться в новые массивы и отображаться в таблице строк. Обработка массивов должна производиться только при наличии признаков успешного ввода исходных данных и выполнения сортировки. На форме должны находиться две командные кнопки. Одна из них будет вызывать процедуру записи результата вычислений в новый текстовый файл, а другая – обеспечивать возврат к первой форме. После успешного создания выходного файла программа должна установить соответствующий признак. Все перечисленные действия будут реализовываться в модуле Unit4.

Команда Об авторе должна вызывать окно пятой формы Form5, в которой будут отображены сведения об авторе. На форме должна находиться кнопка, обеспечивающая возврат к первой форме. Form5 будет соответствовать модуль Unit5.

Таким образом, проект будет содержать пять форм и соответственно пять модулей.


Описанная функциональная структура проекта приведена на рисунке 4.

 
 

Рисунок 4 – Функционально-модульная схема проекта

 
 

4.3 Интерфейс проекта

Вид формы Form1 приведен на рисунке 5.

 
 

Рисунок 5 – Окно Form1

На форму помещено четыре визуальных компонента:

1. Компонент MainMenu1 с пятью командами:

· N1Ввод исходных данных;

· N2Сортировка;

· N3Обработка;

· N4Об авторе;

· N5Выход.

2. Компонент Memo1, содержащий строки с условием задачи.

3. Два компонента Image1 и Image2, содержащие фоновые рисунки.

Значения свойств всех компонент (кроме перечисленных выше) оставлены по умолчанию.

На форме Form2 помещено четыре визуальных компонента:

1. Компонент Label1, в свойстве Caption которого установлено значение Поставки товаров.

2. Таблица строк StringGrid1 со следующими значениями свойств:

· ColCount – 5;

· RowCount – 30;

· FixedCols – 0;

· FixedRows – 1;

·
goEditing – False.

3. Командная кнопка Button1, свойство Caption которой имеет значение В главное меню.

4. Компонент Image1, содержащий фоновый рисунок.

Вид формы Form2 приведен на рисунке 6.

Рисунок 6 – Окно Form2

На форме Form3 помещено четыре визуальных компонента:

1. Компонент Label1, в свойстве Caption которого установлено значение Сортировка исходного файла по алфавиту поставщиков.

2. Таблица строк StringGrid1 со следующими значениями свойств:

· ColCount – 5;

· RowCount – 30;

· FixedCols – 0;

· FixedRows – 1;

· goEditing – False.

3. Командная кнопка Button1, свойство Caption которой имеет значение В главное меню.

4. Компонент Image1, содержащий фоновый рисунок.

Вид формы Form3 приведен на рисунке 7.


Рисунок 7 – Окно Form3

Вид формы Form4 приведен на рисунке 8.

 
 

Рисунок 8 – Окно Form4

На форме Form4 помещено шесть визуальных компонентов:

1. Компонент Label1, в свойстве Caption которого установлено значение Общая стоимость поставок в разрезе фирм.

2. Таблица строк StringGrid1 со следующими значениями свойств:

· ColCount – 2;

· RowCount – 30;

· FixedCols – 0;

· FixedRows – 1;

· goEditing – False.

3. Командная кнопка Button1, свойство Caption которой имеет значение Запись результатов в файл.

4. Командная кнопка Button2, свойство Caption которой имеет значение В главное меню.

5. Два компонента Image1 и Image2, содержащие фоновые рисунки.

Структура окна формы Form5 определяется автором самостоятельно.

4.4 Описания алгоритмов и тексты процедур

4.4.1 Модуль Unit1

Фрагмент интерфейсной части модуля Unit1 и описание связи с другими модулями приведено на рисунке 9.


Рисунок 9 – Фрагмент интерфейсной части модуля Unit1

Как видно из рисунка 9 в качестве глобальных используются пять массивов. Три из них (tov, post, ediz) имеют строковый тип и предназначены для хранения наименований товаров, наименований поставщиков и единиц измерения, вводимых из заданного текстового файла. Цены и количество поставленных товаров будут храниться в двух вещественных массивах (cena, kol). Элементы всех массивов получают значения в модуле Unit2 и используются в модулях Unit3 и Unit4.

Кроме указанных массивов глобальными объявлены следующие переменные:

· целая переменная n – число строк в исходном файле (без учета первой строки с заголовками граф), получает значение в модуле Unit2 и используется в модулях Unit3 и Unit4;

· логическая переменная W1 – в модуле Unit1 получает начальное значение False, в модуле Unit2 получает значение True после успешного выполнения команды Ввод исходных данных, используется в модулях Unit3 и Unit4;

· логическая переменная W2 – в модуле Unit1 получает начальное значение False, в модуле Unit3 получает значение True после успешного выполнения команды Сортировка, используется в модуле Unit4;

· логическая переменная W3 – в модуле Unit1 получает начальное значение False, в модуле Unit4 получает значение True после успешного выполнения команды Запись результатов в файл, используется в модуле Unit1;

· файловая переменная fv2 получает значение в модуле Unit1 и используется в модулях Unit1 и Unit4.

Модуль Unit1 содержит инициализирующую часть, которая приведена на рисунке 10.

 
 

Рисунок 10 – Инициализирующая часть модуля Unit1

В инициализирующей части логические переменные W1, W2 и W3 получают начальные значения False как признаки того, что еще не выполнялись команды меню. Кроме того, в рассматриваемой части модуля уничтожается старая версия файла Общая стоимость поставок.txt, если она существовала.

Исполняемая часть модуля Unit1 содержит описания пяти процедур, которые обрабатывают соответствующие команды меню. Их тексты приведены на рисунке 11.

Рисунок 11 – Исполняемая часть модуля Unit1

Первые четыре процедуры содержат по одному оператору, который вызывает соответствующую форму.

Пятая процедура выполняется при выборе пользователем команды Выход. Эта процедура осуществляет окончание работы проекта только, если пользователь ранее (при работе с окном приложения Form4) записал в файл результаты расчета.

4.4.2 Модуль Unit2

Модуль Unit2 содержит две процедуры TForm2.FormActivate и TForm2.Button1Click.

На рисунке 12 приведена схема алгоритма процедуры TForm2.FormActivate, вызываемой при активации Form2.


 
 

Рисунок 12 – Укрупненная схема алгоритма активации Form2

На схеме рисунка 12 детализации требует только блок AB. Соответствующая схема алгоритма приведена на рисунке 13.

 
 

Рисунок 13 – Детализация блока АВ рисунка 12


Текст процедуры TForm2.FormActivate приведен на рисунках 14 и 15.

Рисунок 14 – Текст процедуры TForm2.FormActivate (первая часть)



Рисунок 15 – Текст процедуры TForm2.FormActivate (заключительная часть)


Отметим, что при выделении элементов данных из строки файла проверяется наличие всех пяти элементов. При отсутствии любого из них выдается сообщение об ошибке с указанием номера строки файла, в котором обнаружена ошибка.

Для поиска в строке позиции табуляции использовалась функция Chr($09), которая преобразует шестнадцатеричный код табуляции в литеру.

Вторая процедура модуля Unit2 обеспечивает закрытие окна фор

 
 

мы при щелчке по кнопке В главное меню, ее текст приведен на рисунке 16.

Рисунок 16 – Процедура закрытия окна Form2

4.4.3 Модуль Unit3

Модуль Unit3 содержит две процедуры TForm3.FormActivate и TForm3.Button1Click.

 
 

Процедура TForm3.Button1Click вызывается при щелчке по кнопке В главное меню. Как и в модуле Unit2, эта процедура обеспечивает закрытие окна формы, но, кроме того, она чистит таблицу с результатами сортировки. Текст процедуры приведен на рисунке 17.

Рисунок 17 – Процедура закрытия окна Form3

Процедура TForm3.FormActivate использует массивы tov, post, ediz, cena и kol, а также переменную n (количество элементов в каждом массиве), описанные в модуле Unit1 и определенные в модуле Unit2. Схема алгоритма процедуры, вызываемой при активации Form3, приведена на рисунке 18.


Рисунок 18 – Схема алгоритма процедуры TForm3.FormActivate

 
 

Сортировка массива поставщиков реализована на основе «метода пузырька», который состоит в следующем. Исходный массив просматривается слева направо с проверкой условия post[i]>post[i+1]. Если для какой-то пары элементов это условие выполняется, то данные элементы переставляются и проверка продолжается. После проверки последней пары на последнем месте окажется самый большой элемент (в нашем случае – последний по алфавиту). Затем проверки начинаются опять с первой пары, но последняя пара элементов уже не проверяется. Всего делается n -1 просмотров массива.

Отметим, что при перестановке элементов post[i] и post[i+1] переставляются и соответствующие элементы в остальных четырех массивах.

Текст процедуры TForm3.FormActivate приведен на рисунке 19.


Рисунок 19 – Текст процедуры TForm3.FormActivate


4.4.4 Модуль Unit4

Модуль Unit4 содержит три процедуры TForm4.FormActivate, TForm4.Button1Click и TForm4.Button2Click.


Процедура TForm4.Button1Click вызывается при щелчке по кнопке В главное меню. Как и в модуле Unit3, эта процедура обеспечивает закрытие окна формы и чистку таблицы с результатами обработки. Текст процедуры приведен на рисунке 20.

Рисунок 20 – Процедура закрытия окна Form4

В интерфейсной части модуля Unit4 описаны два массива: массив строк postraz, предназначенный для хранения различных имен поставщиков, и вещественный массив stoim, в который будут занесены вычисленные стоимости поставок каждого поставщика. Кроме того, описана целочисленная переменная kp, значение которой – количество различных поставщиков. Все эти объекты получают значения в процедуре TForm4.FormActivate и используются в процедуре TForm4.Button2Click (команда Запись результатов в файл).

Активация Form4, а, следовательно, и выполнение процедуры TForm4.FormActivate происходит после выбора пользователем в Form1 команды Обработка. Процедура анализирует, выполнены ли ранее команды Ввод исходных данных и Сортировка. Если какая-то из данных команд не выполнена, то выдается сообщение пользователю и выполнение процедуры на этом завершается. Если обе команды были ранее выполнены, то организуется цикл просмотра отсортированного массива post с вычислением для каждого элемента стоимости поставки (произведение цены на количество) и добавление полученного значения к накапливаемой сумме. Имя поставщика и накопленная сумма переписываются в массивы postraz и stoim. При этом значение переменной kp увеличивается на 1.

Схема алгоритма процедуры TForm4.FormActivate приведена на рисунке 21.


Рисунок 21 – Схема алгоритма процедуры TForm4.FormActivate



Текст процедуры TForm4.FormActivate приведен на рисунках 22 и 23.

 
 

Рисунок 22 – Текст процедуры TForm4.FormActivate (первая часть)


Рисунок 23 – Текст процедуры TForm4.FormActivate (заключительная часть)


Процедура TForm4.Button2Click выполняется при щелчке по кнопке Запись результатов в файл в окне приложения Form4. Назначение процедуры – запись в файл Общая стоимость поставок.txt содержимого массивов postraz и stoim.

Схема алгоритма процедуры TForm4.Button2Click приведена на рисунке 24, а текст процедуры – на рисунке 25.

4.5 Результат выполнения проекта

Для исходных данных, представленных на рисунке 2, получен файл Общая стоимость поставок.txt (рисунок 26). Содержимое полученного файла полностью согласуется с тестом, приведенным на рисунке 3.

4.6 Направления развития проекта

Сервис проекта существенно улучшится, если в него добавить, по крайней мере, две следующие функции:

1) обработка исключительных ситуаций, т. е. перехват программой прерываний среды Delphi при обнаружении ошибки, информирование об ошибке пользователя и предоставление ему возможности внести исправление;

2) использование визуальных компонентов OpenDialog и SaveDialog, реализующих стандартные диалоговые окна открытия и сохранения файла, с помощью которых можно будет указывать путь к исходному и результирующему файлам.


 
 

Рисунок 24 – Схема алгоритма процедуры TForm4.Button2Click


 
 

Рисунок 25 Текст процедуры TForm4.Button2Click

Рисунок 26

 
 

Результат тестирования проекта


4.7 Инструкция пользователя

4.7.1 Назначение программы

Данная программа считывает с диска текстовый файл Поставки товаров.txt, в котором находится ведомость, содержащая данные о поставках товаров: Наименование товара; Наименование поставщика; Единица измерения; Цена, р.; Количество. Известно, что один поставщик может поставлять несколько разных товаров, и каждый товар может быть неоднократно поставлен разными фирмами. После считывания производится сортировка файла по полю Наименование поставщика (по алфавиту), а затем вычисляет общую стоимость поставок каждого поставщика. Результаты расчета записываются в новый текстовый файл Общая стоимость поставок.txt, содержащий таблицу из двух граф: Наименование поставщика; Стоимость, р.

4.7.2 Условия выполнения программы

Исполняемый файл Project1.exe занимает 747 Кб памяти и может выполняться на любом персональном компьютере под управлением операционной сиcтемы Windows версии не нижеt Windows 4.00.950 (Windows 95).

Принтер не используется. Результат выполнения записывается на жесткий магнитный диск и отображается на экране монитора.

Текстовый файл с исходными данными должен находиться в той же папке, что и исполняемый файл. Результирующий файл помещается в ту же папку.

Исходные файлы проекта (24 файла) занимают на диске 1,15 Мб. Для выполнения программы эти файлы не нужны. Они необходимы программисту для внесения изменений в проект.

4.7.3 Выполнение программы

Перед выполнением программы надо создать текстовый файл Поставки товаров.txt, пример которого представлен на рисунке 2. Элементы данных в каждой строке файла должны разделяться символом табуляции. Первой строкой файла должна быть строка с заголовками граф.

После запуска программы на экране появится главное окно приложения, представленное на рисунке 5. Первой должна быть выполнена команда Ввод исходных данных. В результате появится окно приложения, пример которого представлен на рисунке 27.


Рисунок 27 – Пример окна приложения после выполнения команды
Ввод исходных данных

 
 

Для продолжения работы необходимо выполнить команду В главное меню, после которой на экране появится главное окно приложения.

 
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow