Основные сервисы Интернет

Термин сервис, используемый по отношению к Интернет, происходит от английского service, что в переводе на русский язык означает служба и представляет собой совокупность следующих компонентов [14]:

· информационного ресурса – совокупности информационных объектов, например, документов, которые используются человеком;

· программы-клиента, устанавливаемой на компьютерах пользователей, и обеспечивающей возможность работы с информационными объектами, расположенными на различных компьютерах сети;

· набор программ-серверов, осуществляющих обработку запросов клиентского программного обеспечения и управляющих информационными объектами;

· набор протоколов взаимодействия клиентского программного обеспечения с серверами. Протоколы взаимодействия программного обеспечения сет е вых сервисов относятся к трем верхним уровням модели открытых информационных систем (OSI) и используют в качестве средства доставки своих пакетов протоколы транспортного уровня.

Постоянное развитие информационных технологий приводит к появлению разнообразных информационных ресурсов, отличающихся друг от друга формами представления и методами обработки составляющих их информационных объектов. Поэтому в настоящее время в Интернет существует достаточно большое количество сервисов, обеспечивающих работу поьзователей со всем спектром ресурсов. Наиболее известными среди них являются [14]:

· электронная почта (E-mail), обеспечивающая возможность обмена сообщениями одного человека с одним или несколькими абонентами;

· телеконференции, или группы новостей (Usenet), обеспечивающие возможность коллективного обмена сообщениями;

· система файловых архивов (FTP), обеспечивающая хранение и пересылку файлов различных типов;

· управление удаленными компьютерами в терминальном режиме (Telnet);

· всемирная паутина (World Wide Web) – гипертекстовая (гипермедиа) система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство;

· система доменных имен (DNS), обеспечивающая возможность использования для адресации узлов сети мнемонические имена вместо числовых адресов;

· текстовое общение в реальном времени (IRC chat).

Перечисленные выше сервисы относятся к стандартным. Это означает, что принципы построения клиентского и серверного программного обеспечения, а также протоколы взаимодействия сформулированы в виде международных стандартов. Следовательно, разработчики программного обеспечения при практической реализации обязаны выдерживать общие технические требования.

Наряду со стандартными сервисами существуют и нестандартные, представляющие собой оригинальную разработку той или иной компании. В качестве примера можно привести Интернет-пейджеры (ICQ, AOl, Demos on-line и т.п.), системы Интернет-телефонии, трансляции радио и видео и т. д. Важной особенностью таких систем является отсутствие международных стандартов, что может привести к возникновению технических конфликтов с другими подобными сервисами.

Обмен информацией в Интернетосуществляется с помощью протокола управления передачей информации/протокола Интернет (TCP/IP):

· протокол управления передачей информации (TCP)делит слишком большие сообщения на фрагменты. Каждому фрагменту присваивается заголовок, объясняющий частью чего и какой частью по счету данный фрагмент является. При получении пакеты собираются, и сообщение восстанавливается в исходном виде.

· Интернет протокол (IP) – протокол, отвечающий за доставку отдельных пакетов по указанному адресу.

Для стандартных сервисов также стандартизируется и интерфейс взаимодействия с протоколами транспортного уровня. В частности, за каждым программным сервером резервируются стандартные номера TCP- и UDP-портов, которые остаются неизменными независимо от особенностей той или иной фирменной реализации как компонентов сервиса, так и транспортных протоколов. Номера портов клиентского программного обеспечения так жестко не регламентируются. Это объясняется следующими факторами:

· во-первых, на пользовательском узле может функционировать несколько копий клиентской программы, и каждая из них должна однозначно идентифицироваться транспортным протоколом, т.е. за каждой копией должен быть закреплен свой уникальный номер порта;

· во-вторых, клиенту важна регламентация портов сервера, чтобы знать, куда направлять запрос, а сервер сможет ответить клиенту, узнав адрес из поступившего запроса.

В приведенной ниже табл. 1 перечислены стандартные номера портов для основных сервисов [14].

Таблица 1

Стандартные номера портов для основных сервисов

Компонент службы Номер порта Транспортные протоколы
Электронная почта
SMTP-сервер   TCP
POP3-сервер   TCP
IMAP-сервер   TCP
Телеконференции
NNTP-сервер   TCP
FTP
FTP-сервер 20, 21 TCP
Telnet
Telnet-сервер   TCP
WWW
HTTP-сервер   TCP
DNS
DNS-сервер   TCP, UDP

К режимам связи ИНТЕРНЕТ относятся [14]:

· (On-line): Режим реального времени позволяет в считанные секунды соединяться с любым компьютером, независимо от географического расположения. Удобен для доступа к онлайновым видам информационного сервиса: WWW, FTP и др.

· (Off-line): Электронная почта (E-Mail) в пакетном режиме (UUPC) − позволяет только получать и отправлять электронные письма. Хороша электронная почта тем, что не требует от пользователя постоянных активный действий. Обмен электронными сообщениями происходит в удобное для пользователя время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: