Упражнение «Золотая середина»

Человеку трудно научиться какому-то новому умению, если не изменятся его старые внутренние установки. Уроки авторитарности легко и прочно усваиваются. «Надо бить того, кого любишь» - это весьма распространенная среди людей установка. Если вы в трудных для вас ситуациях почувствуете нарастающую беспомощность, помните, она легко может обратиться в гнев и агрессию. Что же делать? Сдержаться, подавить агрессию или наоборот: наброситься на собеседника и одержать верх над ним? Например, поразить его своим интеллектом: говорить и говорить без остановки (ведь если я остановлюсь, он еще скажет что-нибудь, что мне не хотелось бы слышать, или задаст вопрос, на который я не знаю ответа... Или - еще хуже - уйдет)? Совсем необязательно полностью сдерживаться или подавлять кого-либо силой. Существует «золотая середина». Попробуйте отыскать ее. И не бойтесь экспериментировать.

Помните этот урок, при необходимости повторяйте его упражнения. Здоровые способы выражения гнева, появляющегося у вас по отношению к другим, прекрасно подойдут и для обращения со злостью, закипающей по отношению к самому себе. Научитесь уважать свой гнев.

А теперь особое внимание другому ядовитому чувству - стыду.

В раннем детстве (после двух лет) в душе ребенка закладывается очень важное качество - положительное отношение к себе - основа чувства самоуважения, уверенности, ощущения самоценности - всего, что в дальнейшем позволяет человеку быть свободным и независимым. В этом же возрасте впервые возникает и стыд - самоосуждение своих не должных, «плохих» чувств и поступков. Он составляет основу нравственного поведения; и он же - неуверенности, вины, неполноценности.

Память человека хранит его восприимчивость к стыду, сформированному в раннем детстве. Ребенок, подвергавшийся жестокому обращению, часто попадает в ситуации, вызывающие у него стыд. Иногда его стыдят за совсем невинные и совсем не плохие - а лишь не угодные взрослым поступки. В условиях жестокого детства стыд за себя становится второй натурой малыша; и чем чаще ребенок погружен в это чувство, тем сильнее подавляются его творческие импульсы. Человек, которого стыдили в детстве, став взрослым, склонен впадать в панику в ситуациях, прямо или косвенно связанных с чувством стыда. В душе такого человека живет очень сильный Критик (часто отождествляемый с чувством долга), который бесконечно предъявляет самообвинения, упрекает себя в бесполезности, недостаточном умственном развитии или физическом несовершенстве, неполноценности.

Люди часто стыдятся признать, что их порабощает стыд. Однако, на самом деле, он нередко становится неотъемлемой, глубоко запрятанной частью Я. От этого лишь труднее распознать его. Но добраться до стыда просто необходимо: надо превратить хотя бы часть нашего внутреннего бессилия, им вызываемого, в развитое чувство собственного достоинства.

Нужно сказать себе: «Я уже не ребенок, я - взрослый человек». И из позиции взрослого человека задать себе вопросы: «Разве мне нужно это чувство? Неужели оно в самом деле так необходимо? А может быть, я смогу обойтись без него?» Перефразируя известный марксистский лозунг, американский психотерапевт Ф. Инглиш обращается к людям, пережившим жестокость: «Запуганные люди всего мира, послушайте: вам нечего терять, кроме своего стыда!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: